• Транспорт, техника и технологии - Движение24

ТЭП75 и ТЭП80 — Тепловозы

     Здравствуйте! 

     В одной из статей рассматривалось славное семейство пассажирских тепловозов ТЭП70, а вот было-ли продолжение в разработке и производстве этой серии локомотивов? Да продолжение было и весьма удачное, но только опытными тепловозами и ограничилось, а зря! 

ТЭП75
Тепловоз ТЭП75

     Знакомьтесь: тепловоз ТЭП75. Для замены активно работающих тепловозов ТЭП60 и 2ТЭП60 конструкторы Коломенского тепловозостроительного завода сконструировали тепловозы ТЭП70. Из двух возможных вариантов такого тепловоза – шестиосного или восьмиосного, выбор пал на шестиосный вариант с сохранением мощности тепловоза (4000 л.с.), но в одной секции. Это требовало создания конструкций расчитанных на большую мощность практически без увеличения веса. Конструкторы добились повышения мощности при практически одинаковом весе на 33% по сравнению с тепловозом ТЭП60. Так и появился тепловоз ТЭП70.

Но конструкторы завода наметили совершить еще больший скачок – увеличить мощность локомотива еще на 50% и совершили! В начале 1976 года завод выпустил первый опытный шестиосный пассажирский тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, мощностью 6000 л.с. – ТЭП75-0001. В 1977 году завод изготовил второй тепловоз ТЭП75-0002. Данные локомотивы отличались от тепловозов ТЭП70 и конструкцией кузова и применением другого оборудования: дизеля (1Д49), главного генератора, выпрямительной установки и др.

Конструктивная скорость не изменилась и составляла 160 км/час. Тепловоз предполагалось оснастить оборудованием для электроотопления вагонов и реостатным тормозом, но так как вес локомотива достиг 147 тонн (по техническим условиям вес тепловоза должен был составлять 138 + 3% тонн) —  от этих устройств отказались. В 1976 году  ТЭП75-0001 испытывался на участке Голутвин – Озеры, а в 1977 году этот-же тепловоз проходил испытания на участке Белореченская — Майкоп, Северо-Кавказской железной дороги. В 1979 году локомотив поступил для эксплуатации в депо Ленинград-Варшавский, после проведения испытаний в это же депо поступил и второй ТЭП75. Значительное повышение мощности тепловоза при сохранении шестиосной экипажной части не могло не вызвать повышение нагрузки от колесных пар на рельсы до величины нежелательной для пассажирских тепловозов с высокой конструктивной скоростью. Все это привело к прекращению работ по тепловозам ТЭП75 и к созданию нового восьмиосного пассажирского тепловоза мощностью 6000 л.с. 

тепловоз ТЭП80
Тепловоз ТЭП80

     Знакомьтесь: тепловоз ТЭП80.  В 1988 и 1989 году Коломенский завод построил два таких тепловоза – ТЭП80-0001 и 0002.  Это восьмиосный пассажирский тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, мощностью 6000 л.с. и конструктивной скоростью 160 км/час. На тепловозе был установлен 20-ти цилиндровый дизель 1Д49 и применен реостатный тормоз. Добавление четвертой оси к трехосной тележке тепловоза ТЭП70 сделало тележку сбалансированной и значительно уменьшило давление на путь.

Оба тепловоза эксплуатировались на Октябрьской железной дороге на участке Санкт-Петербург (Ленинград) – Москва. Но дело этим не закончилось. Тепловоз ТЭП80-0002 в очередной раз продемонстрировал всему миру мощь Российского локомотивостроения — 5 Октября 1993 года на одном из перегонов этого участка достиг скорости – 271 км/час! Это абсолютный мировой рекорд скорости для тепловозов! Сейчас ТЭП80-0001 стоит на вечной стоянке в Новосибирском музее железнодорожной техники, а рекордсмен ТЭП80-0002 в музее железных дорог РФ в Санкт-Петербурге. Эти замечательные локомотивы оказались не нужны в современной России.  Вот такая история. 

Всего хорошего! 

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments