Монтер пути в РЖД: Прием на работу и обучение — Часть 1

записки монтера пути - движение24, Монтер пути прием на работу и обучение – записки монтера пути - движение24, Монтер пути прием на работу и обучение – Движение24

После прохождения медкомиссии и сдачи других необходимых документов, на человека печатается приказ о приеме на работу, то есть, составляется трудовой договор.

Виды трудового договора для новых сотрудников на ЖД:

  • На постоянной основе — зачисление в штат без испытательного срока.
  • Контракт — сроком от трех до шести месяцев. Не стоит бояться контракта, ведь он автоматически переходит в трудовой договор первого типа (лучше уточнить детали в отделе кадров). Зачастую контракты заключают с новыми работниками в сезон повышенной трудовой деятельности на железной дороге: с марта по сентябрь. Человек проверяется на работоспособность, нет ли нарушений трудовой дисциплины, совестно ли выполняет обязанности, наличие вредных привычек, например, употребление алкоголя на рабочем месте.

Подписав некоторые документы в отделе кадров, сотрудник идет на предварительное обучение в кабинет охраны труда. Инженер охраны труда записывает данные человека в журнал, рассказывает о работе на предприятии (вводный инструктаж), выдает обучающую литературу:

  • документ о внутреннем трудовом распорядке — время работы и отдыха, схема проезда и перемещения по территории, размещение складов, гаражей, и других конструкций;
  • должностная инструкция монтера пути — правила работы на базе ПМС или на перегоне, меры безопасности с электроинструментом (сверлильные и рельсорезные станки, шпалоподбойки и т.д.), классификация ручного инструмента: лом, путейский молоток и т.д, а также техника безопасности, например, как правильно кантовать рельсы.;
  • книги — о строении пути, сигнализация, маневровая работа, первая медицинская помощь при травмах, ожогах, ударом током, удушье чадным газом, пожарная безопасность.

Детально о сигнализации, рассмотрим в другой статье, но монтер пути должен знать, как правильно подавать знаки подвижному составу, когда на путях поломка или другая чрезвычайная ситуация. Дополнительные навыки помогут ориентироваться и уберечь себя от травматизма и несчастных случаев, если работа (укладка пути, отделка, смена шпал, рельс) происходит на территории станции, где постоянное движение пассажирских, грузовых и маневровых поездов.

В кабинете охраны труда одновременно обучаются несколько человек. На стенах установлены плакаты с правилами поведения на ЖД, а на выставочных стендах разложены макеты: железнодорожного пути, стрелочных переводов, двигателей электроинструмента, сигналы, типы рельс, виды креплений рельс к шпалам.
Кроме теории, новый сотрудник без опыта работы сможет наглядно увидеть, какой вид имеет собранный ЖД путь. После обучение, сдают первый экзамен на проверку полученных знаний.
Иногда, если бюджет организации позволяет, в здании находится кабинет отдельно от охраны труда, специально для обучения.

Рассмотрим два варианта проверки знаний:

  • билет — обычно имеет три-четыре вопроса, где последний обязательно о первой помощи другому человеку, у которого травма, перелом, удар током и т.д.;
  • тестирование — потребуется выполнить задание, используя компьютер. Бояться не нужно, ведь под каждым вопросом несколько вариантов ответа, да и зачастую помогают с ответами, так как все понимают, что досконально выучить такой объем информации за короткое время очень тяжело.

Обязательно требуется иметь при себе тетрадь и ручку, чтобы записывать важную информацию. Важно запомнить обязанности монтеров пути I-го, II-го, III-го и IV-го разряда. Это позволит не выполнять «чужую» работу, ведь «старожилы» в бригадах часто пользуются неопытностью новых монтеров пути. Об этом будет детально рассказано во второй части данной статьи.