Как машинисты соблюдают расписание? Почему прибыть на станцию раньше нельзя?

Многие задают такой интересный вопрос: вот едешь в пассажирском или даже скором поезде, а он иногда тащится, никуда не торопясь, в чем дело, почему так? 

Все дело в расписании, а составляется оно специально для каждого поезда и складывается из многих составляющих, но главное, в нем учитываются все обстоятельства, которые могут повлиять на время движения.

Обстоятельств таких много – ограничение скорости движения по перегонам и станциям, профессионально называются предупреждениями, которые бывают временными и постоянными, выдаются дистанциями пути, даже на одном перегоне может быть много предупреждений, наличие которых очень существенно влияет на время хода; капитальный ремонт пути, это особый бич в движении поездов в летний период, но деваться некуда, это жизненно необходимо; задержки на остановках по разным причинам; погодные условия; отказы технических средств; форс-мажорные обстоятельства – аварии, крушения, размывы пути и многое другое, в общем в пути следования могут произойти любые обстоятельства, которые приводят к задержке в движении поездов. Так вот, расписание и составляется с учетом всего этого, чтобы в конце пути поезд смог нагнать упущенное время и прибыть на станцию назначения вовремя.

А страна у нас огромная, многие поезда проходят расстояния и в 9000 километров (Москва – Владивосток). Если в пути следования произошла задержка, то локомотивная бригада делает все возможное, чтобы ввести поезд в график, ну а если все нормально, то можно вести и не на предельной скорости. На каждый перегон отводится строго определенное время его проследования, также необходимо вовремя прибывать на станции и отправляться с них или проследовать на проход, если нет стоянки. Машинисты этим и руководствуются, поэтому, если времени хватает, то на перегоне можно следовать со скоростью, позволяющей прибыть на следующую станцию, например, не на пять – десять минут раньше расписания. Так, максимальная скорость по перегону составляет, например, 110 км/час, но машинист, имея в запасе много времени, будет держать скорость 70 – 80 км/час или даже меньше. Перед станциями смены локомотивных бригад или локомотивов время, как правило, уменьшается, станции большие, имеющие много парков, поэтому тут всегда надо «нажимать».

Если поезд опаздывает, то здесь «летишь» по полной! Нагон пассажирского строго учитывается, и каждая минута нагона оплачивается локомотивной бригаде. В старые добрые времена механических («деревянных») скоростемеров мы сами делали «рукотворный» нагон поезда – с промежуточных станций можно было отправиться с опозданием («перестой»), вот и получалось, что стоянка две минуты, а простоишь пять или семь, посчитаем —  две или пять минут нагона, конечно все это делалось, если позволяло время хода. А были у нас поезда, время хода которых по перегонам просто было некуда девать, ползли буквально 25 – 40 км/час и все равно прибывали на станцию пораньше! А потом записываешь в маршрут все плюсы перестоев, то получается очень хороший нагон, ну естественно, за месяц и прибавка к зарплате неплохая.

Локомотивный скоростемер – Локомотивный скоростемер – Движение24
Локомотивный скоростемер

В общем, было много способов нагонять с помощью механического скоростемера. Но повторюсь, если позволяло время, согласно расписания. Заодно, когда «тянешься» по перегону, можно сэкономить электроэнергию или дизельное топливо. Затем стали внедряться новые системы регистрации (КЛУБ-У), система автоведения (УСАВП), поступали новые локомотивы уже с этими устройствами, в общем контроль все усиливался и усиливался. За каждую минуту перестоя на станциях приходилось писать объяснения, нагон приходится документированно оправдывать. Дежурный по станции (ДСП) или поездной диспетчер (ДНЦ) уже не даст вольготно постоять на станции, сразу вызовут по радиосвязи и потребуют доложить причину стоянки сверх графика. Время идет вперед, сейчас все считают деньги и это правильно. Вот так и тянутся пассажирские поезда по перегонам, когда все нормально и поезд идет строго по расписанию, ведь прибыть на следующую станцию раньше времени нельзя, как и отправиться без «уважительных причин» позже, поэтому машинисты и ведут не спеша, если времени много.