Как из тепловоза под давлением хлестало масло

В одной из статей я описал работу локомотивной бригады на тепловозе, поделился своим опытом тепловозника. Недавно в интернете в новостях прочитал статью с фотографиями, как тепловоз залил маслом два первых вагона пассажирского поезда, что сделаешь, такое иногда с тепловозами бывает.

Этот пассажирский тянул тепловоз 2ТЭ10М ( у нас называется — «бык»), видимо с дизелем 10Д100. Скорее всего масло дизеля вылетело через выхлопные коллекторы, как говорится, живьем. Жалко пассажиров и особенно проводников и Федеральную пассажирскую компанию, ведь, чтобы отмыть вагоны после этого, придется очень серьезно потрудиться!

Эта тема заставила меня вспомнить аналогичный случай, произошедший со мной в одной из поездок на тепловозе. Случай можно смело назвать – «тепловоз в масле», хоть в бумагу заворачивай! Дело происходило вечером, где-то в 21.00 по местному времени, в самом конце Октября, на улице было уже темно. Следовали мы с помощником на тепловозе 2М62, вели груженый поезд с углем, вес поезда для нашего участка был максимальный – 3600 тонн. Участок однопутный не особо длинный, чуть больше 100 километров.

дизель тепловоза в масле – дизель тепловоза в масле – Движение24

Поезд был ходовой, прямого назначения, встречных не было, все станции проследовали на проход, поэтому бежали бодро и весело, тепловоз вел себя прекрасно. Оставалось буквально два перегона до станции назначения. Смотрю на приборы и вижу – давление масла на второй секции у нас падает, ладно, думаю сейчас станцию проедем и разберемся. По проезду очередной станции нас вызывает дежурный по станции – а что у вас с тепловозом, он весь черный и блестит в свете прожектора?! Сказал бы он это сразу, пока на станции были, но понятно, осматривал поезд, а мы уже были на перегоне. Сразу стало все понятно, заглушил дизель задней секции и туда побежал помощник.

Его доклад , мягко говоря, радости не прибавил – вся задняя секция была залита маслом и снаружи и внутри, в дизельном помещении масло скопилось в районе гидромуфты вентилятора (самое «низкое» место) слоем в десять сантиметров, в общем «полыла» задняя секция!

Времени определять где масло выдавило не было, принял решение следовать до станции оборота. Одной секции хватало, скорость была под 80 км/час, профиль пути позволял тянуть поезд одной секцией. Проследуем еще одну станцию и все – остается один небольшой перегон, и мы приехали. Как вдруг, как гром среди ясного неба – вызывает дежурный по станции и выдает предупреждение об ограничении скорости – 40 км/час и как раз на том километре перегона, где большая кривая и подъем перед входным светофором. А на этой станции стоит пассажирский, под скрещением, ожидая нашего прибытия.

Тепловоз 2М62 – Тепловоз 2М62 – Движение24
Тепловоз 2М62

Вот этого мы конечно не ждали, пришлось тормозить до 40 км/час и дальше в этой кривой тащить наш уголек на подъем одной секцией, потеряв весь запас так необходимой скорости! Так бы можно было встать и запросить помощь, движение на ветке небольшое, ничего бы серьезного не произошло, но тут, как назло, на станции стоит пассажирский, это уже серьезно! Ну что делать – набрал максимальную 15 позицию контроллера и потянул.

Бедный тепловоз – ревет, из глушителя полетели горящие ошметки масла и всего, что там оставалось, все выдуло. Хорошо, что уже была глубокая осень и выпал снежок, ничего вокруг не загорелось. Сам думаю, только бы не стал тепловоз боксовать, придется порядком применять песок, а в нашей ситуации, это крайне нежелательно – «посадим» поезд на песок и все, может реально застрять. Но видимо, тепловоз «все понял» и еле-еле вытянул поезд на станцию, а мы пережили много «веселых» минут, смотрим выходной зеленый – на проход, ну тут перегон прямой, без подъемов и все – станция назначения. Машинист пассажирского подсказывает по радиосвязи, что у нас загорелись электрические кабели межсекционного соединения (жоксы), они имеют чехлы из брезента, но все эти чехлы пропитаны маслом, горящие ошметки из глушителя вылетали, вот и подожгли. Принял решение не останавливаться.

На конечную станцию прибыли нормально. Помощник сразу осмотрел «жоксы» —  не стал брать огнетушитель и сбил тлеющие остатки горящих чехлов просто веником, для уборки кабины, вот и все. Назад поехали без поезда, резервом, с задней секции слили воду, ночами был уже устойчивый «минус», еще пришлось развернуть тепловоз на «треугольнике». До депо доехали без происшествий.

При осмотре оказалось —  под поликами проходила латунная трубка для подвода масла к манометру на приборном щитке в дизельном помещении, ремонтники ее меняли и задрали высоко, прямо под острую оконечность полика. Пока все ходили по этому полику, он своим загибом потихоньку эту трубку разламывал. Вот и вся причина, а мы оказались последним звеном в этой нехорошей цепи. При приемке мы это увидеть не могли, да и с торца дизеля поднимать полики при приемке не надо. Поэтому мы на разборе были признаны не виноватыми, вся вина ушла на ремонт. Хорошо, что тепловоз вытащил поезд, и пассажиркий пошел по расписанию. Зато нервы потрепали мы здорово!