Электровоз ВЛ80с: создан для работы по системе многих единиц

Электровоз ВЛ80с является представителем большой серии электровозов ВЛ80, производства Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Полную информации об электровозе ВЛ80 читайте в нашем материале здесь.

Электровоз ВЛ80с

Все электровозы серии ВЛ80 являются двухсекционными четырехосными (на две секции) локомотивами, работающими на железных дорогах с контактными сетями переменного тока 27 кВ. Эти машины — самые массовые грузовые электровозы, произведенные в СССР и России.

Если внимательно присмотреться к более ранним выпускам электровозов ВЛ80: ВЛ80к, ВЛ80Т и ВЛ80р, можно заметить, что электровоз ВЛ80с, в отличие от собратьев, имеет розетки под буферными фонарями, в количестве 8 штук на обоих секциях. Розетки являются частью специальной системы, которая позволяет локомотиву работать в режиме многих единиц. Первый электровоз ВЛ80с появился в 1979-м году, а с 1980-го года локомотив выпускался серийно. За всю историю производства ВЛ80с с 1980-го по 1995-й год было выпущено 2 746 электровозов.

Электровоз ВЛ80с

Система многих единиц ВЛ80с

Растущая потребность в железнодорожных перевозках являлась двигателем развития локомотивостроения СССР. Промышленность развивалась, и народному хозяйству были нужны длинные грузовые поезда, весом более 4 тысяч тонн. Для того, чтобы локомотив мог тягать такие поезда требовалось увеличить сцепной вес, а значит, учитывая предельную нагрузку на одну ось в 20 000 кгс, нужно было увеличивать не вес локомотива, а количество секций.

Строить многосекционные электровозы, где три секции и более, может быть невыгодно экономически (хотя такие электровозы будут построены позже), по этому конструкторы ВЭлНИИ (научно-исследовательский институт электровозостроения) решили пойти путем универсальности, внедряя возможность работы по системе многих единиц. Эта система предполагает, что два сцепленных между собой электровоза могут управляться из одной кабины машиниста. Теоретически количество электровозов, участвующим в таком сцепе может быть не ограничено. Согласитесь, схема удобная, за исключением неудобств для локомотивной бригады, которой для смены кабины приходится покидать локомотив, а также невозможно выполнить оперативный визуальный контроль за оборудованием в машинном отделении. Перейти в другой сцепленный электровоз невозможно без остановки поезда.

На электровозе ВЛ80с были реализованы необходимые изменения электрических цепей управления, а также системы тормозов, позволяющих управлять только двумя сцепленными электровозами одним машинистом. Индекс «С» означал факт работы локомотива по Системе многих единиц.

Электровоз ВЛ80с машинное отделение
Машинное отделение электровоза ВЛ80с

Особенности оборудования ВЛ80с

Оборудование электровоза ВЛ80с и его конструкция, за исключением модернизации систем управления, полностью совпадают с предшественником ВЛ80т. При прицеплении второго электровоза аналогичной модели машинист получил возможность полностью контролировать работу второго локомотива по системе многих единиц. Под буферными фонарями двух самых первых моделей электровозов были установлены шесть специальных розеток для межэлектровозного соединения, после этого около пятиста электровозов имели по три розетки, далее конструкция изменилась и розеток стало восемь, а начиная с 972-го локомотива розеток стало семь. Конструкция электровозов в процессе производства регулярно подвергалась изменениям, целью которых являлись повышение надежности и оптимизация затрат на производство. Совершенствовалось и рессорное подвешивание тележек люлечного типа.

Если коснуться электротехнической части, то наиболее частыми изменениям подвергался контроллер машиниста, причем на некоторых локомотивах серии ВЛ80с применялся контроллер 8G, предназначенный для КНР.

Электровоз ВЛ80с кабина машиниста
Кабина ВЛ80с

Модернизация элементов кузова и установка нового оборудования привели к увеличению массы электровоза, которая составила 192 тонны, вместо 184-х тонн у предшественника ВЛ80т.

После 1985-го года на электровозы ВЛ80с стали устанавливаться новые электродвигатели, предназначенные для двенадцатиосных электровозов ВЛ85. Эти двигатели требовали меньшее количество охлаждающего воздуха, что привело к изменению системы вентиляции. Эти изменения впоследствии сделали невозможным установку на электровоз других электродвигателей, из-за недостаточной мощности вентиляторов. Новые вентиляторы снабжались устройством для отделения пыли: улитка, разделенная на две камеры перегородкой, в большой камере формировался поток очищенного воздуха, а в меньшей камере собирались частички пыли, снега и тд, после чего по специальному воздуховоду загрязненный поток воздуха выходил из под кузова локомотива.

Эксплуатация ВЛ80с

Электровозы ВЛ80с — это самые распространенные грузовые локомотивы переменного тока в нашей стране, по крайней мере до 1995-го года, и СССР. Эти электровозы работали практически на всех железных дорогах СССР и России, оснащенных контактной сетью переменного тока 27 кВ, кроме Красноярской, Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Восточно-Сибирской железных дорогах, где эксплуатировались также электровозы серии ВЛ80, только модификации ВЛ80Р.

При подготовке материала использовались источники: В.А. Раков «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза 1976-1985 гг.»

0 0 Голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
5 месяцев назад

Практика показывает, что эти электровозы были и остаются самыми надежными машинами на железной дороги России. Они так долго остаются в эксплуатации за счет постоянного внедрения модернизации их производства. Стране есть чем гордиться , пока такие машины колесят по нашей родине.