История Красноярской железной дороги

Красноярская железная дорога входит в состав крупнейшего в мире железнодорожного образования – РЖД, в частности, Транссибирской магистрали. Территориально филиал располагается на юге Сибири. Его полотно простирается на более чем 3 тыс. км пути. За все время своего существования грузооборот дороги составил порядка 84 млн. тонн. При этом количество перевезенных пассажиров в общей сложности достигло 8,8 млн человек.

История Красноярской железной дороги – История Красноярской железной дороги – Движение24
История Красноярской железной дороги

У истоков создания

О необходимости продвижения железнодорожного сообщения на территорию сибирских просторов впервые заговорили в 50-е гг. 19-го столетия. Уже к середине 80-х гг. магистраль была доведена до Оренбурга, Уфы и Тюмени. Дальнейшему прокладыванию ее на восток во многом способствовал местный правитель – генерал-губернатор Игнатьев, А. И.

Основательных причин продвижения ж/д-полотна на территорию Сибири было несколько:

  1. Активное развитие сельскохозяйственной деятельности на новых территориях.
  2. Вероятность военной экспансии восточноазиатских держав – густонаселенного Китая и Японии, начавшей быстро осваивать морские просторы.
  3. Возможность быстрого сообщения с удаленными городами огромной страны.

В 1886 г. иркутским генерал-губернатором было подано первое ходатайство в министерство путей сообщения о начале строительства дороги. Уже через год начались первые изыскательные работы, которые продолжились до 1893 г. Их результатом стало утверждение пролегания трассы среднего участка Сибирской дороги между пунктами – Обь, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск и Иркутск.

Государственный указ о начале прокладки сибирского участка железной дороги в Российской Империи был подписан Александром III в феврале 1891 года. Изначальная стоимость проекта оценивалась в 350 млн. золотых.

История Красноярской железной дороги – История Красноярской железной дороги – Движение24
История Красноярской железной дороги

Первый поезд – от Красноярска до Иркутска

В середине дня 6 декабря 1895 года при многотысячном стечении народа по новому железнодорожному полотну в Красноярск пребывает первый поезд. Так было ознаменовано открытие строительного сообщения по ветке Обь-Красноярск. Чуть менее 3 лет понадобилось железнодорожникам, чтобы достроить вторую ветку Средне-Сибирского направления – в сторону Востока. 16 августа 1898 года поезд приходит и в Иркутск. Примечательно, что согласно плану, строительство этого участка должно было завершиться не ранее чем к началу 20-го столетия, но было выполнено двумя года раньше – ввиду сложившейся необходимости.

Особенной вехой в освоении сибирского края железнодорожниками стало строительство капитальной переправы через Енисей. Это стал крупнейший на тот момент ж/д-мост на территории всей Азии. Его закладка произошла 30 августа 1896 г., а завершение и открытие 28 марта 1899 г. До этого момента все сообщения на восток вынуждены были прокладывать по воде посредством парома. В зимнее время рельсы укладывались непосредственно на лед.

Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной. Пропускная способность при этом была невысокая – всего 5-6 поездов тогдашней мощности проходили по всему ее пути за сутки. Переправы через небольшие речки осуществлялись по деревянным мостам. При этом сами станции и привокзальные помещения все были построены из дерева. Исключением являлось только каменное сооружение красноярского вокзала.

Путь к самостоятельности

К началу 20-го столетия западный и средний участки ж/д-пути объединили в одну Сибирскую дорогу. На магистрали действовало порядка трех десятков станций и сорока разъездов. Однако уже с начала 1915 года полотно было административно разделено на 5 областей. В первую из них – Томскую – и была отнесена Красноярска ветка.

20 лет спустя, она вошла в состав Восточно-Сибирской ЖД с управлением в Иркутске, а в 1936 г. в самостоятельное подразделение со штабом в Красноярске. Несмотря на серьезные затруднения во время Второй мировой войны – технические показатели и прибыль существенно улучшились. В период послевоенных строек дорога временно входила в состав прежнего восточно-сибирского подразделения – с 1961 по 1979 гг.

Новые направления развития

В постсоветский период, как и все другие отрасли народного хозяйства, Красноярская ЖД испытывала затруднение в развитии. Однако уже к 2000 году на ее территории была сдана в эксплуатацию самая большая на участке Транссиба станция «Красноярск-Восточный». В 2003 году дорога получила новый юридический статус – филиал ОАО РЖД.

2009 г. стал для КрасЖД переломным моментом в развитии. В этот период в государстве возникло перенаправление основного грузового потока в восточные регионы. Благодаря развитию сырьевой отрасли края существенно возрос поток проходящих составов. В этом же году руководство филиала закрепило участие в развитии и освоении Нижнеангарского региона. На данный момент Красноярское отделение РЖД активно совершенствуется. Ежегодные поток инвестиций на его развитие составляет десятки млрд. руб.