Когда появились и где используются двухэтажные вагоны

В  этой статье рассматриваются железные дороги, на которых используются транспортные средства более одного уровня, и показаны некоторые примеры. О том, как они развивались, на примерах с картинками, на пассажирских и грузовых вагонов в разных странах.

Предыстория

Стремясь улучшить пропускную способность, некоторые железные дороги ввели двухэтажные или даже трехэтажные поезда. Трехэтажные поезда обычно ограничиваются перевозкой грузовых поездов, но некоторые двухэтажные поезда были построены как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. В разработке транспортных средств с более

чем один уровень, есть некоторые ограничения, которые должны быть приняты во внимание. Конечно, первая проблема это размер, пройдет ли транспортное средство по всему железнодорожному пути по которому он должен работать. Усилия по обеспечению требований к размерам, привели к некоторым интересным решениям по дизайну, но в целом высоту вагонов удалось сделать приемлемой для большинства железных дорог.

Вторая важная проблема, которую нужно решить, это вопрос веса. Железные дороги ограничены весовыми ограничениями конструкций вдоль линии. Они обычно называются «пределами гражданского строительства» или ограничениями, которые накладываются на различные типы рельс. Ограничения, налагаемые инженерами-строителями, обычно выражаются в терминах «нагрузка на ось» в тоннах.

Например, многие линии в Европе ограничены нагрузкой на ось в 22,5 тонны, тогда как в Великобритании и России верхний предел обычно составляет 25 тонн. В США некоторые тяжелые магистрали допускают нагрузки на ось до 40 тонн США или 30 тонн в Китае.

Эксперимент в Великобритании

Многие маршруты в обширной пригородной сети к югу от Лондона достигли своей пропускной способности конец второй мировой войны в 1945 году и были найдены способы улучшить их без дорогостоящих удлинение платформы для более длинных поездов. Считалось, что ответом был двухэтажный поезд и экспериментальная электрическая множественная установка с 8 поездами была введена в ноябре 1949 года. Она была построена в соответствии с традиционной схемой южной железной дороги с «хлопающими» дверями для каждого тамбура на нижнем уровне. Отсеки сидений верхнего уровня заполнялись пассажирами с помощью лестницей на каждом тамбуре. Невозможно было обеспечить ровный верхний этаж параллельной посадкой пассажиров. Загрузка поезда была медленной, и это было основной причиной того, что двух этажные вагоны не были там приняты.

Европа

Большинство маршрутов в Европе имеют большую ширину колеи, чем доступно в России и на других железных дорогах мира. Поэтому там много где ввели двухпалубный подвижной состав по более плотно используемым линиям. Во Франции есть большое количество двухпалубных конструкций, одна из которых показан на диаграмме ниже.

схема двухэтажного вагона – схема двухэтажного вагона – Движение24

Этот пример типичен для проектов, используемых на пригородных линиях вокруг Парижа и других крупных городов в Европа. Пассажирская зона расположена между вагоном, так что нижний этаж палубы может быть слегка утоплен и таким образом достигается нужная высота, выделяемая для верхней палубы. Входные двери предусмотрены так, чтобы позволить быструю погрузку и разгрузку. Несмотря на популярность пригородных линий, французы ввели двухпалубный TGV (высокоскоростной поезд). Это был «дуплекс» TGV, как его называют.

Северная Америка

Преимущества большой допустимой нагрузки на ось и использование высокотехнологичных железнодорожных рельс, дали возможность широко использовать двухуровневые вагоны на железных дорогах Северной Америки. Двухуровневые или двух этажные вагоны, как они их называют, получили применение гораздо шире, чем в Европе. Популярный дизайн, впервые представленный в Торонто, Канада, в 1977 году, сейчас используется на ряде пригородных и междугородние маршруты в США и Канаде. Машина выглядит так:

двухэтажный вагон РЖД – двухэтажный вагон – Движение24

Дизайн отличается от французской модели, описанной выше, тем, что есть три уровня сидения. Самый низкий — между двумя боковыми входными дверями, промежуточный уровень — над грузовыми. Верхний уровень имеет больше места для сидения.

Поезда, как правило, выпускаются в двух типах: приводной прицеп, называемый в США «кабиной», и прицепная машина. Они обычно используются в двухтактном формировании с локомотивом на одном конце. Отличительная сужающаяся форма этих вагонов делает их мгновенно узнаваемыми. В настоящее время в Северной Америке используется более 500 поездов такого типа. Другие конструкции также используются, но им не хватает конусообразных концов, и в некоторых версиях в центре каждой двери имеется только одна дверь, со стороны машинного отделения. Многие из этих поездов выполнены в виде галеры, где верхняя палуба выступает как галера, над главной (нижней) палубой.

Следует упомянуть об Азии, где у японцев есть ряд современных пассажирских поездов с двухэтажными вагонами, и о Гонконге, где появился новый двухэтажный поезд, между Коулун и Гуанчжоу. Кроме того, обширная пригородная сеть имеется в Сиднее, Австралия полностью управляются двухпалубными электрическими  поездами.

Двухэтажные поезда в России

Идея двухэтажного поезда владела умами инженеров еще в позапрошлом веке. Результатом разработок стал выпущенный на Тверском вагоностроительном заводе в 1905 году двухэтажный вагон. Предназначался он для дальних перевозок, и первый этаж отводился для животных и домашнего скота.

В СССР несколько раз предпринимались попытки пустить двухэтажные поезда. Сначала пробовали закупать вагоны производства ГДР. Они курсировали на некоторых пригородных маршрутах. Затем были попытки создать собственные варианты. Ленинградский завод имени Егорова выпустил прототип, в котором первый этаж был спальным, а второй – с сидячими местами. Дальше пригородных и показательных запусков дело не пошло.

С 2007 года в РЖД работали над проектом двухэтажных поездов. Искали технологии, формировали заказ. Двухэтажные вагоны взялся изготовить тот самый Тверской вагоностроительный завод, в 2013 году первый двухэтажный вагон был сдан заказчику. И в том же году двухэтажный состав двинулся по маршруту Москва – Адлер.

Сейчас составы с двухэтажными вагонами курсируют на 10 маршрутах. В основном, двухэтажными являются фирменные скорые поезда.