Паротурбовоз — локомотив, о котором мало кто знает

Паротурбовоз – Паротурбовоз – Движение24
Паротурбовоз

Обратимся к истории мирового локомотивостроения. Всем известно, что локомотивы – это паровозы, тепловозы, газотурбовозы и электровозы. Но существовал и реально работал на железных дорогах Америки такой экзотический локомотив – паротурбовоз с угольным отоплением и электрической передачей! Вот это поистине монстр железных дорог. 

Построен он был в 1955 году. Что из себя представлял этот локомотив? Это двенадцатиосный паротурбовоз с прицепленным к нему шестиосным тендером для запасов воды и угля. В самом паротурбовозе располагался котел, паровая турбина с генератором постоянного тока, соответствующее оборудование и агрегаты. Кабина управления находилась посредине локомотива. Паротурбовоз опирался на четыре трехосные тележки с тяговыми электродвигателями. Уголь и вода из тендера поступали в топку котла, причем весь процесс был автоматизирован, уголь подавался углеподатчиком – стокером и перед попаданием в топку измельчался и увлажнялся паром. Пар вращал турбину, ну а она тяговый генератор.

Паротурбовоз – Паротурбовоз – Движение24
Паротурбовоз

Для того времени это был сверхсложный агрегат!  Длина паротурбовоза вместе с тендером составляла 49 метров, вес локомотива в рабочем состоянии- 366 тонн, а с тендером- 532 тонны, давление пара в котле-42 кг/см2.  При таких циклопических размерах мощность паротурбовоза была относительно невелика —  4500 л.с., максимальная скорость — 96 км/час. Разрабатывался и строился он в кооперации нескольких компаний – генератор и электродвигатели построены фирмой Вестингауз, котельное оборудование фирмой Бэбкок и Уилкокс, все остальное, включая общую сборку производилось корпорацией Балдвин-Лима-Хамильтон. Паротурбовоз был построен в единственном экземпляре. Эксплуатировался он с грузовыми поездами в железнодорожной компании «Норфолк и Западная железнодорожная компания» довольно долго, до середины 1960-х годов.