Комиссионный осмотр локомотивов — когда локомотивная бригада работает уборщиками

Электровоз ЭП1 в ремонте – Электровоз ЭП1 в ремонте – Движение24
Электровоз ЭП1 в ремонте

Конечно, всем известно, что локомотивные бригады водят поезда, так оно и есть. Но иногда, с периодичностью два раза в год, машинисты и помощники привлекаются к другому ответственному мероприятию – участию в комиссионном осмотре локомотивов, которые приписаны к данному эксплуатационному локомотивному депо.

Комиссионные осмотры проводятся два раза в год, весной и осенью. Именно в эти времена года проводится текущий ремонт электровозов и тепловозов в объеме ТР1. На локомотивах производится полная ревизия всех узлов и агрегатов, ходовой (экипажной) части, замена смазки и прочее, в общем локомотив проходит подготовку к работе в летний или зимний периоды и осмотр комиссией, включающей всех специалистов ремонтных и эксплуатационных депо, под председательством, как правило, большого руководителя из дирекции тяги дороги, но не ниже начальника депо. 

Вот в таком мероприятии и участвуют локомотивные бригады, только в роли обтирщиков локомотивов, в общем очищают от грязи все узлы экипажной части, обтирая их керосином (в основном мы брали солярку, лучше получалось и красивее), тяговые электродвигатели, редуктора, нижние боковины кузова(«юбки») и полностью моем обе кабины локомотива. Обычно на комиссионный осмотр вызывается две бригады, в графике на месяц уже стоит явка и все знают заранее, когда придется поработать в другой должности. Но локомотивы, приписанные к родному депо, это как дом родной, мы все на них работаем, поэтому все ребята это понимают, но бурчат конечно.

Тяговые электродвигатели от электровоза ЭП1 – Тяговые электродвигатели от электровоза ЭП1 – Движение24
Тяговые электродвигатели от электровоза ЭП1

Обычно на комиссионный ставится два электровоза или один двухсекционный тепловоз. К нашему депо приписаны односекционные пассажирские электровозы (ЭП1, ЭП1П) и односекционные пассажирские и двухсекционные грузовые тепловозы (ТЭП70БС, 2М62). Раньше мы чистили ВЛ60П/К, тепловозы были только 2М62. Вот на две бригады два электровоза или один двухсекционный тепловоз. Но иногда бывает и хуже, не повезло в общем, может быть и третий электровоз, но что делать … вздохнули и пошли. Все приходят в рабочей слесарной робе (есть у каждого), получаем ведра, стиральный порошок, керосин, лопаточки для очистки экипажной части, кучу ветоши, и вперед!

Станок для обточки колесных пар электровозов – Станок для обточки колесных пар электровозов – Движение24
Станок для обточки колесных пар электровозов

Особенно тяжко работать по очистке тяговых электродвигателей, редукторов снизу, работаешь в смотровой канаве, чистишь все скребками, грязь сыпется на голову, но надо все сделать капитально, комиссия будет проверять в конце дня. Затем очищаем и моем керосином экипажную часть сбоку, «юбку» электровоза моем уже с применением стирального порошка. По завершению работ внизу, переходим в кабины и драим там все до блеска со стиральным порошком, и так на двух машинах. На все это мероприятие уходит 6 – 7 часов, как раз до конца рабочего дня и начала осмотра. Оплата производится по маршруту, получаемому утром у дежурного по депо. 

Тепловоз 2М62 в депо – Тепловоз 2М62 – Движение24
Тепловоз 2М62 в депо

Так как помимо электровозов мы работали и на тепловозах, то частенько попадали и на обтирку тепловозов. Тут все конечно похуже, и масло, и грязь, и топливо, но две секции двумя бригадами успевали привести в порядок за это время. На тепловозах, как и на электровозах мы не касались кузовов, дизельных и машинных отделений, крышевого оборудования, здесь работали штатные обтирщики. Потом локомотивы осматривались комиссией, нам могли задать вопросы по инструкциям, устройству локомотива, проверка знаний в общем. После такого «обтирочного» дня мы шли в душ, отмывались там хорошенько, и по домам. А дальше, как обычно, после отдыха, на свою обычную работу – в поездку, согласно графика.

Такие осмотры проходили и проходят абсолютно во всех локомотивных депо, всех железных дорог нашей страны. К ним привлекаются все локомотивные бригады, независимо от возраста и стажи работы. В процессе работы мы замечали неисправности и сами вносили их в журналы ремонта локомотивов для дальнейшего устранения, чем очень помогали нашим машинистам –инструкторам и заместителю по эксплуатации. Впоследствии, когда я стал машинистом – инструктором, затем заместителем начальника депо по эксплуатации, то обязательно участвовал в комиссионных осмотрах, но уже в составе комиссии и был всегда благодарен ребятам за проявленную, так сказать, бдительность. Вот такие, несвойственные локомотивным бригадам работы, периодически приходится им выполнять!