• Транспорт, техника и технологии - Движение24

История Петербургского метрополитена

Метро Санкт-Петербурга – второе по возрасту в истории России и всего СССР. Но при этом к его открытию готовились более 50 лет, начиная с царских времен. Были созданы десятки проектов, но к строительству метро перешли только после Великой Отечественной войны.

История метрополитена в Санкт-Петербурге

Дореволюционные проекты

В конце XIX века началось обсуждение идеи создания в Петербурге «подземной железной дороги». Однако все проекты сталкивались с двумя проблемами: власти хотели, чтобы проект был под государственным, а не частным контролем, а также с лобби других видов транспорта. Из-за того, что в городе действовало лобби конного трамвая, не могли долгое время открыть трамвай на электрической тяге. Первый был в 1895 году, и то по льду Невы, а не по городским проспектам. В начале века был разработан проект запуска электрического трамвая, а значит – с метро необходимо было подождать. Все же в городской совет было подано более 10 различных проектов, самыми интересными из которых были: 

  1. Проект 1898 инженера П.Балинского. Он предложил два проекта: для Москвы и для Санкт-Петербурга. Для столицы он предложил кольцевую ветку, которая бы связывала все пригороды города, а от кольца через центр должны были идти несколько веток. Часть веток должны были быть надземные. Проект стоил 190 миллионов рублей. 
  1. В 1901 году еще один инженер В.Печковский предложил более скромный вариант: построить станцию возле Казанского вокзала и связать станциями другие вокзалы города. 
  1. Г.Гиршсон в том же 1901 году предложил подземную железную дорогу под Невским проспектом. 

 В 1914 году началась мировая война, потом революция. В итоге реализацию идеи Петербургского метро приостановили. Вернулись к ней уже в Ленинграде. 

Начало строительства в СССР 

В 1938 году глава городского совета Ленинграда Алексей Косыгин (будущий организатор экономической реформы при Брежневе) предложил начать строительство метро в городе. Проект был готов еще в 1935 году. В январе 1941 года Каганович подписал соответствующий указ, начальником был назначен Иван Зубков. Но позже началась война, все усилия бросили на создание укреплений вокруг города, а уже вырытые туннели пришлось затопить. Сам Зубков погиб в 1944 году. 

История метрополитена в Санкт-Петербурге

После того, как советскую экономику восстановили после войны, власть вернулась к идеи создания второго метрополитена в СССР. С 1948 года начались строительные работы. Главной метрополитена был назначен Иван Новиков. Из Москвы в Ленинград привезли 59 вагонов. 15 ноября 1955 года был торжественно открыт Ленинградский метрополитен. Ему присвоили имя Ленина. В самом проекте было множество станций с изображением Сталина. После 1956 года и начала десталинизации изображения демонтировали. Всего было 8 станций и одно депо: «Автово». Станцию «Пушкинскую» закрывали на пол года из-за проблем наклонного хода, повторно открыли в апреле 1956. Стоимость проезда в метро тогда составляла 50 копеек. Уже при строительстве первой ветки метро было понятно, что это будет уникальный объект, нигде в мире нет такого количества станций глубокого заложения (в среднем – 85 метров). Для строительства вестибюлей снесли Знаменскую церковь на одноименной площади.  

Уже в 1958 году открыли еще две станции: «Чернышевского» и «площадь Ленина». В 1961 году была открыта вторая ветка: от Технологического института (станция пересадки на первую ветку) до Парка Победы. Именно станция «Парк Победы» была первой в мире станцией закрытого типа: платформа оснащена дополнительными дверьми, которые открываются после прибытия поезда и открытия дверей машинистом. В 1963 году линию расширили до станции «Петроградская». В 1970 году открыли третью ветку: от «Площади Александра Невского» до «Ломоносовской». В 1984 году началось строительство четвертой ветки. Последние станции, построенные в СССР, были открыты практически сразу после объявления о распаде – 30 декабря 1991 года. Это были три остановки на четвертой ветке: от «Садовой» до пересадочной «Александра Невского». Всего же за время СССР было построено около 50 станций.  

История метрополитена в Санкт-Петербурге
Открытие метрополитена в Ленинграде

Метро Санкт-Петербурга в Российской Федерации 

Уже в 1992 году началось переименование некоторых станций, например «Площадь мира» в «Сенную» площадь. Вместе с тем, строительство метро продолжалось. В 1997-1999 году открыли еще несколько станций на четвертой линии, а также образована пятая линия. За период с 1999-2019 на пятой линии построили 10 новых станций. В 2018 году на третьей ветке открыли еще 2 станции.  В 2023 году планируется открытие шестой линии Петербургского метрополитена — Красносельско-Калининская. 

В 1991 году стоимость проезда была 50 копеек. Самая большая динамика роста стоимости была в 1994 году: от 50 рублей в феврале до 300 рублей в декабре. В сентябре 1996 года проезд стоил 1500 рублей за один жетон После денежной реформы и стабилизации рублей цена на проезд в метро растет не так быстро: от 6 рублей в 2002 году до 55 рублей в 2020.  

Трагедии в Петербургском метро 

В начале 1970-х годов партия требовала ускоренного строительства линии глубокого заложения между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Там необходимо было использовать технологию заморозки грунтовых вод. Для быстрого строительства решили делать два туннеля не рядом, а один под другим. 8 апреля 1974 года в туннель начала поступать вода из незамерзшей породы. Остановить аварию не удавалось, постепенно таили и другие замороженные породы, туннель на километр заполнился водой. На поверхности начали рушиться здания и проседать проспект. Было решено заполнить туннели водопроводной водой, чтобы вода из замерзших пород не перетекала в метро. В конце 1974 года использовали технологию жидкого азота для замораживания грунта.  В 1975 году туннель был введен в эксплуатацию.  

Но это был не конец истории. В 1994-1995 году туннель начал вновь пропускать большое количество воды. В декабре 1995 года состоялась авария: туннель был пробит, началось затопление. Последние поезда провозил специальный мотовоз, поскольку контактный рельс был отключен. С декабря 1995 по февраль 1996 года туннель был затоплен водой, были созданы специальные герметические затворы, часть туннеля была залита бетоном. В 2004 году были открыты новые обходные пути под улицей Куйбышева. 

Также в метро Санкт-Петербурга было совершено несколько терактов. Первый – в 1996 году, когда травмы получили 2 пассажира. Второй – в 2017 году, пострадало 103 человека, 17 из которых погибли. 

Text.ru - 100.00%

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments