Железнодорожные знаки для машиниста поезда

Когда вы едете в поезде то конечно с великим вниманием и интересом смотрите в окна, оно и понятно, пейзажи за окном, незнакомые города, станции, поселки и деревеньки, вся страна перед глазами в действительности, а не по телевизору.  Летом еще лучше, можно открыть верхние форточки, а в вагонах старой немецкой постройки (Амендорф) можно окна открыть наполовину и дышать свежим воздухом, в общем очень здорово! А давайте посмотрим из окна на обочину железнодорожного пути с правой стороны и обратим внимание на установленные там знаки, как после проследования этих знаков изменяется движение поезда и какую информацию они несут? Несут информацию очень важную и прежде всего для локомотивной бригады. Не будем углубляться в премудрости железнодорожных инструкций и всего прочего, а рассмотрим знаки наиболее значимые и заметные. Эти знаки называются сигнальными, начнем. 

Мы долгое время стояли на станции, менялся локомотив или локомотивная бригада, к нашему поезду, пока мы прогуливались по перрону, прицепили еще один вагон или наоборот отцепили, а может мы просто стояли больше 20 минут, не так и важно, в общем поезд отправился дальше в путь.

Смотрим в окно и видим такой квадратный знак с красной каймой «НТ» закрепленный на опоре контактной сети или отдельно стоящий на шесте, этот знак «говорит» машинисту – «Начало торможения», в общем машинист обязан проверить тормоза поезда на эффективность уже в пути следования, но участки где эта проверка происходит строго регламентированы, поэтому машинист должен разогнать поезд (обычно до 60 км/час) и произвести ступень торможения, а вот здесь мы увидим второй знак, точно такой-же, но с черной каймой и буквами «КТ» — «Конец торможения», в общем скорость поезда с начала торможения до его окончания должна упасть на 10 км/час, а этот знак и показывает, что тормоза надо отпускать, если скорость упала на нужную величину на участке между этими знаками, то все нормально, машинист отпускает тормоза и поезд следует дальше. Если скорость на данном участке не снизилась, то что-то не так, и локомотивная бригада обязана действовать по- другому, но этого касаться мы не будем.

Едем дальше и видим квадратный желтый щит, поезд начинает тормозить, так вот это знак – «Желтый щит», устанавливается он на некотором расстоянии от следующего знака, такого круглого диска с черной каймой и черной горизонтальной полосой посредине – «Начало опасного места». На каждом перегоне установлена определенная максимальная скорость, но путейцы обнаружили неисправность пути и этот участок перегона необходимо проследовать с уменьшенной скоростью, для обеспечения безопасности движения. Локомотивная бригада получает соответствующие бланки предупреждений, где указаны эти участки и скорости по ним, ну а непосредственно на путях устанавливаются такие знаки – желтый щит предупреждает машиниста, что впереди будет опасное место и что уже пора тормозить, чтобы проследовать опасное место с уменьшенной скоростью, ну а само начало этого опасного места и покажет этот круглый знак с горизонтальной черной полосой посредине. Но вот опасное место закончилось, и мы видим другой знак – «Конец опасного места», точно такой-же круглый, окаймленный черной каймой по кругу, но с черной полосой, расположенной в середине уже вертикально, а на определенном расстоянии проследовав опасное место мы увидим знак – «Зеленый щит», все можно следовать с установленной скоростью. Этот самый зеленый щит указывает машинисту, что весь состав вышел с опасного места, ведь поезда имеют определенную длину, и машинист не видит прохождение опасного места последним вагоном, поэтому и устанавливается этот знак. В пассажирском поезде машинисту можно и не дожидаться проследования зеленого щита, ведь пассажирский поезд значительно короче грузового, а вот машинист грузового поезда тянет состав до самого зеленого щита. 

Если предупреждения носят постоянный характер, то вместо желтого и зеленого щитов будут установлены диски с теми-же цветами. Так вот. Часто можно увидеть, так называемый, предупредительный сигнал – буква «С» и зеленая полоса ниже, этот знак означает что надо подать свисток, звуковой сигнал в общем и устанавливается он перед тоннелями, мостами, переездами и т.п. Хотя он и трактуется как «свисток», но звуковой сигнал можно подавать и сигналом большой громкости – тифоном.

Есть квадратные знаки «Газ» и «Нефть» с восклицательными знаками в левой части,  значение их понятно – пересечение железной дороги с газо-нефтепроводами. На участках электрифицированных на переменном токе устанавливаются знаки – «Отключить ток», «Включить ток на электровозе», «Включить ток на электропоезде», они устанавливаются перед нейтральными вставками (токоразделами), которые электровоз должен проследовать в обесточенном состоянии. На линиях, электрифицированных на постоянном токе на токоразделах устанавливаются знаки – «Внимание – токораздел», «Опустить токоприемник» и «Поднять токоприемник».

Приготовиться к опусканию токоприемника — Опустить токоприемник — Поднять токоприемник

Еще на всех электрифицированных участках при изломе контактной сети устанавливаются общие временные знаки – «Приготовиться к опусканию токоприемника», «Опустить токоприемник» и «Поднять токоприемник». Но все эти мудреные «электрифицированные» знаки я описывать не буду. Много есть сигнальных и предупредительных, постоянных и временных знаков, но я написал о самых основных, так что когда будете путешествовать в поезде, может и вспомните мои труды и какой-нибудь увиденный вами знак уже не будет для вас непонятным и вы сможете даже блеснуть своими железнодорожными знаниями перед попутчиками! 

0 0 Голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
8 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
Олег
Олег
11 месяцев назад

Ничего удивительного нет,как и на обычной дороге здесь тоже множество знаков,установленных для безопасности движения,которые машинисты и их помощники обязаны соблюдать!Вот только контроль за выполнением правил движения на железной дороге значительно жестче,чем на обычной дороге.

Иван
Иван
11 месяцев назад

А я на трамвае езжу и там на столбе тоже знак НТ, все время пытался его в уме расшифровать, а в интернет заглянуть не догадался, а ответ был прост)

Александр1
Александр1
11 месяцев назад

Мы с детства знаем, что и на железной дороге есть свои знаки, но не знаем их значение. А вот ГАИ есть у железнодорожников?

Александр
Александр
11 месяцев назад

Спасибо большое Вам за интересный рассказ, я узнал очень много нового о железной дорогой и их знаков, в совершенно не знал о знаках ничего.

Роман
Роман
11 месяцев назад

Теперь многое становится ясным. Пелена тайны спала и можно спокойно читать железную дорогу как открытую книгу))) Круто, когда понимаешь что и как происходит посредством знаков. И я не только о ж/д знаках.

петр
петр
11 месяцев назад

доброго времени суток!спасибо за информативную статью.Конечно не такое количество знаков как у водителей,но то же достаточно и они несут информацию очень важную и прежде всего для локомотивной бригады

Галина Надежина
11 месяцев назад

Я всегда обращала внимание на знаки,которые попадаются на пути поезда,но что они обозначают,не знала.Спасибо за познавательную статью

иван
иван
11 месяцев назад

добрый день!Всегда мне было интересно узнать что означают те или иные знаки на железной дороге для машиниста.С удовольствием почитал статью.