• Движение24 - блоги о транспорте

Железнодорожные знаки для машиниста поезда

Когда вы едете в поезде то конечно с великим вниманием и интересом смотрите в окна, оно и понятно, пейзажи за окном, незнакомые города, станции, поселки и деревеньки, вся страна перед глазами в действительности, а не по телевизору.  Летом еще лучше, можно открыть верхние форточки, а в вагонах старой немецкой постройки (Амендорф) можно окна открыть наполовину и дышать свежим воздухом, в общем очень здорово! А давайте посмотрим из окна на обочину железнодорожного пути с правой стороны и обратим внимание на установленные там знаки, как после проследования этих знаков изменяется движение поезда и какую информацию они несут? Несут информацию очень важную и прежде всего для локомотивной бригады. Не будем углубляться в премудрости железнодорожных инструкций и всего прочего, а рассмотрим знаки наиболее значимые и заметные. Эти знаки называются сигнальными, начнем. 

Мы долгое время стояли на станции, менялся локомотив или локомотивная бригада, к нашему поезду, пока мы прогуливались по перрону, прицепили еще один вагон или наоборот отцепили, а может мы просто стояли больше 20 минут, не так и важно, в общем поезд отправился дальше в путь.

Смотрим в окно и видим такой квадратный знак с красной каймой «НТ» закрепленный на опоре контактной сети или отдельно стоящий на шесте, этот знак «говорит» машинисту – «Начало торможения», в общем машинист обязан проверить тормоза поезда на эффективность уже в пути следования, но участки где эта проверка происходит строго регламентированы, поэтому машинист должен разогнать поезд (обычно до 60 км/час) и произвести ступень торможения, а вот здесь мы увидим второй знак, точно такой-же, но с черной каймой и буквами «КТ» — «Конец торможения», в общем скорость поезда с начала торможения до его окончания должна упасть на 10 км/час, а этот знак и показывает, что тормоза надо отпускать, если скорость упала на нужную величину на участке между этими знаками, то все нормально, машинист отпускает тормоза и поезд следует дальше. Если скорость на данном участке не снизилась, то что-то не так, и локомотивная бригада обязана действовать по- другому, но этого касаться мы не будем.

Едем дальше и видим квадратный желтый щит, поезд начинает тормозить, так вот это знак – «Желтый щит», устанавливается он на некотором расстоянии от следующего знака, такого круглого диска с черной каймой и черной горизонтальной полосой посредине – «Начало опасного места». На каждом перегоне установлена определенная максимальная скорость, но путейцы обнаружили неисправность пути и этот участок перегона необходимо проследовать с уменьшенной скоростью, для обеспечения безопасности движения. Локомотивная бригада получает соответствующие бланки предупреждений, где указаны эти участки и скорости по ним, ну а непосредственно на путях устанавливаются такие знаки – желтый щит предупреждает машиниста, что впереди будет опасное место и что уже пора тормозить, чтобы проследовать опасное место с уменьшенной скоростью, ну а само начало этого опасного места и покажет этот круглый знак с горизонтальной черной полосой посредине. Но вот опасное место закончилось, и мы видим другой знак – «Конец опасного места», точно такой-же круглый, окаймленный черной каймой по кругу, но с черной полосой, расположенной в середине уже вертикально, а на определенном расстоянии проследовав опасное место мы увидим знак – «Зеленый щит», все можно следовать с установленной скоростью. Этот самый зеленый щит указывает машинисту, что весь состав вышел с опасного места, ведь поезда имеют определенную длину, и машинист не видит прохождение опасного места последним вагоном, поэтому и устанавливается этот знак. В пассажирском поезде машинисту можно и не дожидаться проследования зеленого щита, ведь пассажирский поезд значительно короче грузового, а вот машинист грузового поезда тянет состав до самого зеленого щита. 

Если предупреждения носят постоянный характер, то вместо желтого и зеленого щитов будут установлены диски с теми-же цветами. Так вот. Часто можно увидеть, так называемый, предупредительный сигнал – буква «С» и зеленая полоса ниже, этот знак означает что надо подать свисток, звуковой сигнал в общем и устанавливается он перед тоннелями, мостами, переездами и т.п. Хотя он и трактуется как «свисток», но звуковой сигнал можно подавать и сигналом большой громкости – тифоном.

Есть квадратные знаки «Газ» и «Нефть» с восклицательными знаками в левой части,  значение их понятно – пересечение железной дороги с газо-нефтепроводами. На участках электрифицированных на переменном токе устанавливаются знаки – «Отключить ток», «Включить ток на электровозе», «Включить ток на электропоезде», они устанавливаются перед нейтральными вставками (токоразделами), которые электровоз должен проследовать в обесточенном состоянии. На линиях, электрифицированных на постоянном токе на токоразделах устанавливаются знаки – «Внимание – токораздел», «Опустить токоприемник» и «Поднять токоприемник».

Приготовиться к опусканию токоприемника — Опустить токоприемник — Поднять токоприемник

Еще на всех электрифицированных участках при изломе контактной сети устанавливаются общие временные знаки – «Приготовиться к опусканию токоприемника», «Опустить токоприемник» и «Поднять токоприемник». Но все эти мудреные «электрифицированные» знаки я описывать не буду. Много есть сигнальных и предупредительных, постоянных и временных знаков, но я написал о самых основных, так что когда будете путешествовать в поезде, может и вспомните мои труды и какой-нибудь увиденный вами знак уже не будет для вас непонятным и вы сможете даже блеснуть своими железнодорожными знаниями перед попутчиками! 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *