Монстры железных дорог — тяговые агрегаты

Тяговый агрегат ОПЭ1  – Тяговый агрегат ОПЭ1 – Движение24
Тяговый агрегат ОПЭ1

Грузовые локомотивы у нас очень мощные и водят тяжелые и длинные составы по железным дорогам, профиль которых позволяет им уверенно вести поезд на подъемах умеренной крутизны, если подъем на участке крутой и затяжной, то поезд ведется несколькими локомотивами или подталкивается с хвоста локомотивом-толкачем. А есть-ли на железных дорогах локомотивы, которые могут водить поезда в одиночку на очень крутых и затяжных подъемах? Есть!

В открытых горных разработках железнодорожные пути которых имеют большие подъемы ( до 60%) широко используются так называемые – тяговые агрегаты. Они представляют собой двух – или трехсекционные мощные локомотивы, которые состоят из электровоза управления и одного или двух вагонов-самосвалов (думпкаров), оборудованных такими же тяговыми электродвигателями, как и электровоз управления.

Тяговые агрегаты оборудуются дизель-генераторными установками, как-бы тепловоз, для автономного питания тяговых электродвигателей, размещаемыми на электровозе управления или в специальной секции. Принцип понятен, спускается состав думпкаров в карьер под погрузку, в карьере нет контактной сети – тяговый агрегат работает как тепловоз, поднимается состав на верх и поехали на электротяге от контактной сети. Тяговые агрегаты работают в карьерах и на путях промышленных предприятий, электрифицированных на переменном токе напряжением 10000 вольт, и на постоянном токе, напряжением 1500 и 3000 вольт.

Тяговый агрегат ОПЭ1 – Тяговый агрегат ОПЭ1 – Движение24
Тяговый агрегат ОПЭ1

Эти локомотивы имеют разную конструкцию, рассмотрим два самых распространенных типа. Тяговый агрегат ОПЭ1, производства Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ), представляет собой двухсекционный локомотив с унифицированным кузовом магистральных грузовых электровозов. Первая секция – электровоз управления с токоприемниками, вторая секция – тепловоз с дизель генераторной установкой, в составе локомотива работает и прицепной моторный вагон-думпкар. Управление агрегатом производится из обоих кабин, электровоза управления и автономной секции (тепловоза).

Вторая конструкция – тяговый агрегат ОПЭ2, производства Днепропетровского электровозостроительного завода (ныне не существует), локомотив капотного типа с кабиной машиниста посередине электровоза управления, к нему прицеплена секция автономного питания (тепловоз) и замыкает эту конструкцию моторный вагон-думпкар. Обслуживаются они локомотивной бригадой, в составе машиниста и помощника машиниста.  Немного помогала нам во времена Советского Союза и братская ГДР, строив промышленные электровозы и тяговые агрегаты ЕЛ10 и ЕЛ20.

Тяговый агрегат ОПЭ2 – Тяговый агрегат ОПЭ2 – Движение24
Тяговый агрегат ОПЭ2