ПБ21 — Электровоз, донор для электровозов СССР

Поговорим о самом первом электровозе, который был построен в СССР — ПБ21. Раритетная машина, которая появилась в 1934 году и дожила (как памятник) до наших дней. Расшифровывалась аббревиатура ПБ очень просто, «ПолитБюро», на фронтальных панелях локомотива красовалась огромная звезда с такой надписью и с фотографиями товарища Сталина и видной свиты того времени, 21 — это нагрузка на рельс в тонн-силах с одной основной оси. С развенчанием культа личности звезда значительно была уменьшена, а фотографии с надписью и вовсе исчезли. Если вы думаете, что в стране советов не следили за такой важной деталью, как звезде на единственном электровозе, то вы заблуждаетесь.

Электровоз ПБ21
Электровоз ПБ21

Раритетность электровоза вызвана его редким выпуском, всего в одном экземпляре. Как не трубили в газетах и отчетах о его плюсах, в серию он так и не пошел. Построен он был силами Коломенского завода и завода Динамо. Второе предприятие отвечало за электрооборудование, а первое за все остальное. Электровоз сошел с «конвеера» в 1934 году, прошел испытания на Северной железной дороге. Испытывали его при напряжении контактной сети 1500 Вольт, а рабочее напряжение было 3000 Вольт, но испытание было отлично пройдено и локомотив отправился на службу в Грузию. Вообще послужной список данной электрической машины многообразен, после Грузии электровоз был командирован в Москву, затем в Перьм, потом обратно в Грузию, и в 1961-м году уступил место чехам, «вышел на пенсию» и отправился в Пермь как музейный экспонат.

Электровоз ПБ21
Электровоз ПБ21

Колесная формула 2-3-2, по две бегунковые тележки без моторов с поворотным механизмом для якобы облегчения прохождения кривых, и три основные оси посередине, зачем-то объединенные с помощью дышла. Это странно, ведь мотор стоял на каждой оси. Кстати, такие массивные колеса создавали приличную нагрузку на полотно, по этому конструкторам пришлось изобретать (или так уже скопировали у американцев) опорно-рамное подвешивание двигателей, для уменьшения неподрессоренной массы, будь она не ладна. Еще забавный момент, бегунковые тележки должны облегчать вход в кривые, но когда локомотив привезли на завод Динамо, в кривые он вписаться не смог. Но в этих тележках был один толк, от вращения колесных пар работали воздушные компрессоры.

Электровоз ПБ21
Электровоз ПБ21

Мощность электровоза составляла 2040 кВатт, это получается на один двигатель приходилась мощность 680 кВатт. Двигатели были сдвоенными и имели очень сложную конструкцию, позаимствованную у швейцарских локомотивов. Из-за своей сложности больше подобные двигатели не применялись ни на одном электровозе СССР. Локомотив имел оборудование для реостатного торможения, и послужил неплохой базой для последующих электровозов союза.

Электровоз ПБ21

Локомотив был самым мощным электровозом во всем европейском регионе, и конечно самым быстрым электровозом своего времени в СССР, разогнавшись на испытаниях до 127 км/час.

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии