«Проводница с ломом» — обычная картина холодной зимой

проводник поезда с ломом – проводник поезда с ломом – Движение24

Путешествуя на поезде по железным дорогам нашей России все наблюдали в зимнее время на больших остановках такую картину – проводники, вооруженные ломиками и топорами, сбивают лед с ходовых частей вагона.

Процедура эта очень важна, на стоянках проводники сбивают лед с тормозной рычажной передачи тормозного оборудования. В пассажирских вагонах наледь образуется от стекающей воды из туалетов, умывальников и также образуется при наличии снега на путях. В последнее время в связи с оборудованием пассажирских вагонов биотуалетами данная проблема практически решена, но все равно, в зимнее время снег с путей летит и образует наледи на подвагонном оборудовании. Чем это чревато? Последствия таких наледей очень серьезные – лед не дает рычагам и тягам полноценно перемещаться, таким образом тормозные колодки не отходят от бандажей, соответственно колеса вагона едут «юзом», а последствия юза – ползуны на кругах катания бандажей колесных пар. 

ползун на колесной паре – ползун на колесной паре – Движение24
ползун на колесной паре

И такое, поверьте мне, бывает сплошь и рядом, а если проводники проигнорировали скол льда на стоянках, то тормозную рычажную передачу обязательно «закусит» льдом и все — ползуны неизбежны. Может произойти и диаметрально обратный процесс – тормоза не будут срабатывать в вагоне, по той-же причине. Но вернусь к ползунам – это очень серьезный дефект на колесной паре, при движении стоит жуткий стук и грохот, также происходит сильное воздействие на рельсы, особенно зимой, вплоть до их излома и иногда приходится закрывать перегон для движения поездов, пока по нему не пройдет дефектоскоп на предмет выявления лопнувших (остродефектных) рельс. Ну и конечно, как будут себя чувствовать в таком вагоне пассажиры. Поэтому колесные пары с ползунами меняются на ближайших станциях работниками вагонного хозяйства, а это выбитый из графика пассажирский поезд, огромные неудобства пассажирам и большие материальные затраты.

Машинисты пассажирских поездов знают это прекрасно и очень внимательно относятся к вопросу торможений, особенно в зимнее время, и конечно, если поезд следует на электропневматических тормозах (ЭПТ), они срабатывают мгновенно в каждом вагоне и одновременно, а если придется добавить еще одну ступень торможения или применять экстренное торможение? Вот если рычажка вагонов не очищена и лед не сбит, то вероятнее всего, поезд будет «подкован» (профессиональный термин). Когда сам водил пассажирские поезда, то зимой, если приходилось применять экстренное торможение, ЭПТ перед таким торможением я отключал, чисто пневматика все равно срабатывает мягче.