Программные комплексы РЖД: АСУТ, ГИД «Урал-ВНИИЖТ», АСУ «Экспресс»

Автоматизированная система управления тяговыми ресурсами (АСУТ) 

Система АСУТ создана для автоматизации управления парком локомотивов и бригадами в соответствии с безопасностью перевозочного процесса.  Она работает на всех дорогах России и Беларуси. АСУТ успешно выполняет такие задачи: 

  • ведет учет парка тяговых единиц; 
  • оптимизирует работу машинистов и применение подвижного состава; 
  • позволяет спланировать и контролирует производство разных видов ремонта локомотива. 

Система имеет следующее функциональное назначение: 

  • оперативное управление машинистами и помощниками, ведение графика явок и контроль его выполнения; 
  • формирование бригад с учетом нормирования рабочего времени и отдыха, проверка здоровья и состояния работников; 
  • автоматизация предварительных инструктажей, обеспечение инструкторского контроля над деятельностью бригад; 
  • быстрая подача тяговой единицы по указанию старшего диспетчера, слежение над простаиванием локомотивов под различными операциями; 
  • взаимодействие с системой распознавания подвижного состава; 
  • создание отчетности по всем пунктам работы депо; 
  • автоматизированная передача данных в АСОУП с информацией о действиях, происходящих с тяговыми единицами и бригадами. 

В АСУТ хранятся данные обо всех инструкторах, машинистах и помощниках депо: табельный номер, в каком виде движения работает, количество дополнительных явок, класс, дата вступления в должность и т.д. По каждому работнику можно просмотреть более подробную информацию: адрес, телефон, сколько работает на данной должности, управление каким подвижным составом может осуществлять и прочее. 

СОДЕРЖАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕконтингентом локомотивных бригад – image-1 – Движение24

Автоматизированной системой управления тяговыми ресурсами пользуются такие работники депо, как: 

  • нарядчик; 
  • дежурный по депо; 
  • машинист-инструктор; 
  • психолог; 
  • расшифровщик скоростимерных лент и замечаний; 
  • заместитель начальника депо по эксплуатации. 

Внедрение АСУТ способствует улучшению следующих показателей: 

  • снижение эксплуатационных затрат при входе и выходе через контрольный пост; 
  • сокращение простоя локомотивов в плановых ремонтах и, как следствие экономия расходов на их приобретение; 
  • уменьшение затрат при простое локомотива в ожидании ремонта; 
  • сокращение простоя подвижного состава в ожидании ТО-2; 
  • снижение затрат из-за условного высвобождения бригад; 
  • сокращение затрат за счет искусственного пробега локомотива до ремонтов при передаче сообщений в АСОУП об отправлении локомотива с ошибочным номером и следующим его возвращением. 

Также АСУТ обеспечивает безопасность движения за счет корректировки работы нарядчика, старшего нарядчика, дежурного по депо. Система не позволит подвязать бригады с нарушениями режимов труда и отдыха, психологической совместимости и прочих характеристик. Например, выдаст сообщение с разъяснениями, если у работника не подходит должность для выполнения конкретных обязанностей. Предупредит, если машинист и помощник имеют слишком маленький стаж, а также в других случаях несовместимости сотрудников. 

ФОРМИРОВАНИЕ БРИГАД с соблюдением требований безопасности движения – image – Движение24

Безопасность движения повышается еще и за счет внедрения новых технологий в систему расшифровки, учета и анализа лент. 


ГИД «Урал-ВНИИЖТ» 

В 1988 году в Уральском отделении ВНИИЖТ были начаты работы по созданию программы, которая могла бы решить проблему автоматизации управления эксплуатационной работой. Через четыре года произошел запуск АРМа дорожного диспетчера. Он стал называться ГИД «Урал-92». 

Однако вскоре появилась необходимость в создании нового программного обеспечения, так как созданная система имела существенные недостатки. 

К 2002 году новая версия программы была внедрена на станциях Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской и Забайкальской дорог, а также на многих маршрутах Красноярской, отдельно Горьковской и Октябрьской. 

В настоящее время ГИД «Урал-ВНИИЖТ» запущен на всех железнодорожных магистралях Российской Федерации, а также стоит в Центре управления перевозками (ЦУП) ОАО РЖД.  

ГИД «Урал-ВНИИЖТ» необходим для контроля над всеми видами перевозок. Также он имеет функции составления планов, регулировки, прогноза, контроля и анализа графика. Главным преимуществом системы является ее универсальность. Она установлена на рабочих местах специалистов всех уровней: от станционных работников до руководящего состава ОАО РЖД. 

Программа очень удобна в использовании, она имеет логически понятный интерфейс и обозначения. Пользователь легко может получить желаемую информацию. 

Разработчики сделали фон изображения черным, что позволяет получить более контрастную картинку при отображении других цветов. 

Основные функции системы следующие: 

  • автоматическая отрисовка графического изображения поездных единиц; 
  • отображение отметок; 
  • контроль дислокации поездов, тягового подвижного состава, вагонов и прочих графических единиц; 
  • исследование показателей движения. 

Система разбита на несколько уровней управления: 

  • ГИД ДНЦ/ДСП; 
  • ГИД ЦД; 
  • ГИД ДГП. 

Подсистема ГИД ДНЦ/ДСП

Устанавливается на рабочих местах диспетчеров и дежурных по станции (также операторов). Диспетчер видит информацию по всем станциям своего участка, а дежурный только подконтрольные пункты. 

В графическом виде пользователь может видеть несколько активных единиц: перегоны, станционные пути, поездные нитки, тяговые единицы и бригады. Информацию о них можно получить, если активировать технологические окна (кликабельные, всплывающие). Также графическое изображение может быть дополнено определенными отметками: перебоями в работе, «окнами» на путях перегонов и станций, временем опоздания поездов, «брошенными» подвижными единицами, предупреждениями, дислокацией местного груза.  

Основные функции ДНЦ/ДСП: 

  • автоматизированное отображение текущей ситуации на графике исполненного движения; 
  • хранение и предоставление оперативных данных обо всех подвижных единицах; 
  • отображение поездной обстановки в графическом и табличном видах; 
  • визуализация оперативной ситуации на станционных и перегонных путях; 
  • вывод информации, полученной от системы ДИСК; 
  • контроль дислоцирования машинистов и тяговых единиц; 
  • отображение основных рабочих показателей: скоростей, длины и веса поездов, ожидание операций; 
  • ведение книги по предупреждениям ДУ-60; 
  • ведение журнала указаний диспетчера ДУ-58; 
  • архивирование изображений; 
  • отправка сообщений о поездных операциях и последующее занесение их в АСОУП; 
  • получение информации из системы АСОУП. 

Сообщения о действиях с поездом, локомотивом либо другой единицей создаются или автоматически, или методом заполнения оператором.  

https://www.ok-t.ru/studopediaru/baza7/1445236314387.files/image035.jpg – image – Движение24

Подсистема ГИД ДГП

Необходима для визуализации реальной ситуации и контролирование движения поездов на железнодорожном полигоне. 

Основные задачи ГИД ДГП: 

  • визуализация сокращенного ГИД; 
  • работа дорожного диспетчера ДГП с системами АСОУП и АСУСС. 

Подсистема ГИД ЦД

Предназначена для визуализации последних данных о поездной ситуации на разных полигонах железной дороги. 


АСУ «Экспресс» 

АСУ «Экспресс-3» — это единая международная система бронирования, продажи проездных документов и управления пассажирскими перевозками, которая обеспечивает цикл реализации услуг клиентам пассажирского железнодорожного транспорта. АСУ «Экспресс-3» установлена в 10 странах: России, Беларуси, Молдове, Литве, Латвии, Эстонии, Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Данная система появилась в результате совершенствования предшествующей ей «Экспресс-2», которая работала еще с 1982 года. 

Основным функционалом программы является: 

  • реализация мест как на внутренние маршруты, так и на межгосударственные; 
  • обеспечение информационно-справочного оповещения клиентов; 
  • оформление доставки клади и посылок; 
  • контроль над передвижением пассажирских вагонов; 
  • учет взаиморасчетов за перевозки пассажиров; 
  • анализ свершившихся перевозок, прогноз спроса, уменьшение расходов; 
  • сопровождение различных вариантов реализации билетов (кассы, терминалы, сайты и т.д.). 
https://kiosksoft.ru/uploads/news_item/image/7401/rzd-terminal.jpg – image-1 – Движение24

Система «Экспресс-3» состоит из: 

  • комплекса обработки заявок текущего времени (КОЗРВ); 
  • комплексов аналитической базы данных (АБД). 

Комплексы КОЗРВ осуществляют обслуживание клиентуры с помощью кассовых терминалов, справочных аппаратов (ИСУ), информационных экранов на вокзалах (ТКП), автоматов по выдаче билетов и сайтов, с помощью которых можно осуществить покупку проездного документа. 

Комплекс аналитической базы данных АБД собирает информацию о пассажирских перевозках, осуществляемых определенной железнодорожной администрацией. В АБД имеется вся информация об операциях с проездными документами, пассажирскими графиками, завершенных маршрутах.  

Помимо России, КОЗРВ работают также в Литве, Молдове, Казахстане, Узбекистане, Беларуси, а АБД в трех последних странах из перечисленных. 

Взаимообмен информацией между государствами СНГ и РЖД осуществляется при помощи информационных каналов «Инфосети-21». 

В единую сеть АСУ «Экспресс» включена также АСУ пассажирских перевозок Укрзализниницы. С европейскими железными дорогами система «общается» с помощью HERMES (HOSA), а также с системой железных дорог Финляндии по отдельно выделенному каналу. 

В последние годы введены в работу и успешно используются следующие функции системы: 

  • создание перечней пассажиров-льготников и клиентов, перевозимых по транспортным требованиям; 
  • заблаговременный выбор набора питания; 
  • формирование реестра взаиморасчетов между железными дорогами разных стран; 
  • оформление билетов и учет поездов, участвующих в акционных проектах РЖД, в т.ч. реализация билетов по бонусной программе; 
  • продажа дисконтных карточек и выдача купленных по ним билетов; 
  • автоматический контроль расчета с клиентурой; 
  • осуществление фиксации наполнения поезда пассажирами и ввод оперативной информации в базу АСУ «Экспресс»; 
  • оформление квитанций добровольного страхования на время поездки; 
  • реализация проездных документов на комбинированный тип перевозок несколькими видами транспорта. 

Начиная с 1994 года, регулярно в Беларуси проходит согласование вопросов по совершенствованию межгосударственной системы АСУ «Экспресс». Постоянно внедряются новейшие технологии и разрабатываются полезные функции для повышения уровня обслуживания клиентов и соответствия международным требованиям.