ОР22 — Первый электровоз переменного тока

В 1920-х годах параллельно с первой электрификацией Сурамского перевала (важный и очень сложный по профилю на тот момент участок в Грузинской ССР, который находился в приоритете из-за того, что по нему транспортировалась на продажу за валюту нефть, а валюту в нашей стране любили во все времена) умные люди начали понимать, постоянный ток — это не совсем то, что необходимо для питания локомотивов. Проблема в том, что на 3000V для мощных машин сила тока в перспективе должна составлять 6000А, что совершенно точно потребует контактный провод с большим сечением, а это тонны металла, а еще какая нужна инфраструктура.. В общем переменный ток обладал и обладает преимуществом, другое дело что в те времена никто ничего подобного не делал, и СССР впервые создает электровоз переменного тока ОР22, о нем и поговорим!

Электровоз ОР22

В 1934-м году на московском заводе Динамо дан старт созданию экспериментальной машины, под переменное напряжение контактной сети 20000V. В 1938-м совместно с Коломенским машиностроительным заводом локомотив был построен и нарекли его — электровозом Однофазным Ртутным (ОР) с нагрузкой 22 тонны на ось. Ходовая часть осталась от серии С (две трехосных тележки), все остальное полностью разрабатывалось с нуля.
Схема управления была следующей. Токоприемник через контактор был соединен с первой обмоткой трансформатора, а с вторичной обмотки снималось пониженное напряжение для ртутного выпрямителя (игнитрона), с помощью которого плавно можно было регулировать ток на ТЭД, и также, для питания вспомогательных машин, вторичная обмотка запитывала фазорасщепитель. Вспомогательные машины, такие как два компрессора, три вентилятора, два циркуляционных насоса для жидкостного охлаждения ртутного игнитрона, три портсигара отечественных, так, это из другой публикации, для своего питания требовали трехфазный ток, а электровоз у нас «О»(однофазный). Фазорасщепитель по сути это два мотора, однофазный электродвигатель вращал мотор-генератор, с которого ток получался уже трехфазным. Вот такая система, которая применялась на многих советских электровозах.

Технические характеристики машины прямо скажем слабоваты, 2040 кВт мощность и максимальная скорость 36 км/час. Вес аппарата получился 132 тонны, нагрузка на ось была существенной (22 тонны, когда пути были рассчитаны на 20 тонн максимум).
Во время Великой отечественной войны игнитрон с электровоза был снят и переставлен на подстанцию постоянного тока для нужд армии. Так и закончилась жизнь опытного локомотива, а идея бесступенчатого регулирования мощности ТЭД была реализована только через 40 лет на электровозе ВЛ80р, на остальных электровозах переключение позиций осуществлялось контакторами.

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
2 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
Патрик
Патрик
1 год назад

Интересно на сколько технический прогресс может быть заторможен отдельными амбициозными деятелями или группой таковых… Очень хороший и глубокий анализ автор невольно делает в своих публикациях. Читать интересно!!!

Павел
Павел
11 месяцев назад

На фото не электровоз ОР22, а скорей всего итальянский или американский суармский