От чего зависит плавность хода поезда? Кто виноват в дерганье состава и падении пассажиров с полок

Постоянно очень много людей путешествуют пассажирами в поездах по железным дорогам всего мира и нашей страны. Ну и я конечно часто путешествую пассажиром, хотя добрую половину жизни вожу эти самые пассажирские и грузовые поезда. От пассажиров иногда приходится слышать нелестные слова в адрес машинистов: вот мол, то дергает состав, то тормозит слишком жестко, что чуть с полок не падаем и так далее и тому подобное. Признаюсь, иногда с мнением пассажиров приходится соглашаться, но люди, находясь в вагонах не могут знать причину этого некомфортного режима ведения. Постараюсь немного рассказать о этом. 

Дизель-поезд РА2 кабина – Дизель-поезд РА2 – Движение24

Что влияет на плавность хода пассажирского поезда?

Это – профиль пути; погодные условия; работа тормозных приборов в вагонах и на локомотивах; режим ведения поезда: на выбеге (без тяги) или в тяге; конечно квалификация машиниста его опыт и умение грамотно работать с тормозами поезда ну и в пути могут возникнуть разные нештатные ситуации, требующие, например, применения экстренного торможения и еще много всяких причин, все и не перечислишь.

Если локомотив ведет состав в режиме тяги, то вагоны следуют в натянутом состоянии за локомотивом, в таком режиме плавность ведения будет обеспечена в полной мере. Но не все время поезд следует в тяге, по условиям ведения и профиля пути на перегоне необходимо вести состав в режиме выбега, т.е. без тяги, тогда вагоны могут двигаться с небольшими «самовольными» перемещениями вперед и назад, правда несильно, в пределах действия автосцепок, что может оказывать небольшие толчки, которые особо и не влияют на комфортность следования.

Сильные негативные воздействия на состав происходят при нерасчетливом резком трогании поезда с места – локомотив сильно «рванул» вперед, а машинист вовремя не предупредил это или может произойти сильное «боксование» колесных пар локомотива, но существует много приемов плавного начала движения пассажирского поезда с места и машинисты очень хорошо этому обучены, но все равно такое случается, но поверьте, машинисты не хотят этого и бывает очень стыдно за такое трогание, но ведь пассажирам не объяснишь причину.

«Дернуть» поезд можно и в пути, следуя в режиме тяги, например, сработала защита и на локомотиве резко произошел «сброс» тяги (не плавно, как положено), да в поезде это почувствуется, но что делать, техника есть техника. Может произойти сильное «боксование» колесных пар, реакция будет примерно такая-же. Но на больших скоростях такие нежелательные явления менее заметны, но вот на скоростях небольших это чувствуется очень сильно. 

Ну и конечно-же при торможении могут происходить сильные реакции в составе. Но опять-же повторюсь, на больших скоростях резкое торможение, например, экстренное, не будет заметно, просто тормозит и все, но вот на скоростях малых при таком торможении можно и слететь с полки, реально. Но экстренное торможение машинист просто так, для «прикола» никогда применять не будет, значит есть на то веская причина!

Существует инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава, документ очень серьезный, его знают наизусть все машинисты и помощники, за нарушения требований этой инструкции можно быть и снятым с должности на некоторое время. Там все прописано, как надо тормозить в пассажирских и грузовых поездах, скажу сразу, очень серьезная наука – управления тормозами. Пассажирские поезда следуют с электропневматическими тормозами (ЭПТ), в основном, эти тормоза требуют очень корректного к ним отношения, немножко «промахнулся» с разрядкой и переборщил с нажатием, вот вам и резкое торможение, надо срочно немного «отпустить», чтобы уменьшить нажатие, а иногда от ЭПТ приходится отказаться и следовать на пневматических тормозах. У меня было несколько таких нехороших случаев – однажды я прибывал с пассажирским поездом на ЭПТ к выходному запрещающему (красному), скорость сбил уже до 10 км/час и вдруг отказали ЭПТ, все согласно инструкции — немедленно кран машиниста в «шестое» (экстренное торможение) и пассажиры реально попадали в вагонах, но как людям это объяснишь? Иначе – проезд красного! Пассажиры написали на нас жалобу, я понимаю людей, их действия правильные, но мои еще правильнее, в общем разбирались у начальника отделения, но когда расшифровали кассету регистрации, то все, от нас отстали сразу – действия машиниста абсолютно правильные!

В другой раз при прибытии к перрону, какой-то придурок с платформы прыгнул на путь прямо перед электровозом, что мне делать, правильно – экстренное торможение, с соответствующими последствиями для пассажиров, наезд мы предотвратили, но как объяснишь это людям? Вот так и происходят эти крайне неприятные явления, но не так уж и часто.

Я коснулся только нескольких, наиболее понятных для широкой аудитории причин некомфортного ведения пассажирского поезда, но их очень много, и разбираются с ними специалисты. 

Водить пассажирские могут машинисты с классом квалификации не ниже 2-го класса, и помощники машинистов должны иметь права управления локомотивом (готовый машинист), поэтому это люди уже очень опытные, прошедшие очень серьезную школу вождения грузовых, в которых управление тормозами носит совсем другой характер, и реакции (толчки, оттяжки) в таких составах серьезные и сильно ощущаются, например, особенно в зимнее время, при нерасчетливом управлении тормозами можно запросто из одного поезда сделать два или даже три, так вот. Поэтому не ругайте сильно машиниста, если такое произошло, значит что-то пошло не так!