Может ли в сильный ливень на железнодорожной платформе ударить током?

Этот вопрос задают достаточно часто, звучит он конечно в разных вариациях, но смысл примерно такой. Контактная сеть имеет высокое напряжение, и все это знают. Другой момент, что не все знают какое это напряжение, а некоторые даже и представления не имеют, что значит самое это понятие, но определенные опасений сей факт вызывает. Вода проводит электрический ток, а значит когда этой воды льет как из ведра, есть риск получить электроудар вблизи контактной сети, а если необходимо еще и зайти в электропоезд, то вообще ужас берёт. Давайте займемся развенчанием мифов и догадок и ответим на опасения пассажиров.

дождь на платформе – дождь на платформе – Движение24

Начнем с того, что в нашей стране есть контактные сети двух родов тока — переменного и постоянного. Вся Москва и область сидит на постоянном токе, а все что за пределами как правило на переменном (вообще это отдельный вопрос). Напряжение первого — 3000 Вольт, а второго — 25000 Вольт. Да, постоянный ток как-то безопасней выглядит, хотя 3000 в сравнении с нашими розеточными 220 все равно гигантское напряжение. Теперь перейдем непосредственно к нашему вопросу.

Давайте по пути отметим такой физический факт — вода на самом деле ток не проводит, она стопроцентный диэлектрик. Проводящей ее делают различные примеси и частицы, которые можно полностью удалить дистилляцией и получить дистиллированную воду, а в неё хоть фен кидайте, ничего не произойдет. Но вот дождь это вода не дистиллированная и частиц в каплях полно, но для того, чтобы электрический ток начал свое движение, необходимо создать непрерывный контакт, то есть струю. Дождь какой бы силы не имел, все равно между каплями существует разрыв, и чем больше расстояние от контактного провода до человека, тем большее количество этих разрывов.

сетка на виадуке над контактной сетью – сетка на виадуке над контактной сетью – Движение24

При постоянном токе вам даже теоретически ничего не угрожает, ведь возможность его протекания существует только при замыкании контактного провода и рельса, а для того, чтобы при этом задело человека на платформе, необходимо чтобы молекулы воды создали незаурядный рисунок — от контактного провода на платформу, а после к рельсам. В общем это не возможно! А если подошел поезд и вы боитесь в него заходить, то бросьте бояться, электричка уже замыкает цепь между проводом и рельсом собой, ток не пойдет по более длинному маршруту через человека, он очень ленив. Ток всегда движется только по наикратчайшему расстоянию! В случае с постоянным током в любую погоду на платформе пассажирам ничего не угрожает и они в полной электробезопасности.

дождь на платформе – дождь на платформе – Движение24

С переменным током все гораздо сложней. Во первых напряжение 25000 Вольт это очень и очень много, а во вторых переменному току не нужен рельс, если есть земля. Дело в том, что переменный ток может течь как от провода к рельсу, так и от провода в человека, стоящего на земле — земля тоже имеет потенциал. В сильный дождь возможен электрический пробой (своеобразная молния) между контактной сетью и заземленными конструкциями. Находится ближе 2-х метров к проводу категорически запрещено и представляет реальную опасность для жизни! Держитесь подальше от края платформы в дождь. Кстати, как правило в случае совсем ливня электроснабжение контактной сети на время прекращают. Когда подходит поезд и вам необходимо в него зайти, можете смело это делать, так как корпус поезда полностью безопасен, ведь он стоит на рельсах, а ток идет только по кратчайшему пути.