• Транспорт, техника и технологии - Движение24

Магистральные тепловозы с гидропередачей

     Здравствуйте! 

     В Советском Союзе активно разрабатывались проекты тепловозов, инженерная мысль искала различные решения задачи передачи вращающего момента от дизеля к колесным парам. Рассматривались разные варианты. Но в итоге остановились на двух видах передачи – электрическая и гидравлическая. Об опытных тепловозах с электрической передачей я познакомил читателей в одной из статей. Эти локомотивы в итоге получили наибольшее применение в поездной и маневровой работе на железных дорогах СССР и современной России. Но от гидравлической передачи конструкторы тоже не отказались, было построено много опытных локомотивов, многие тепловозы строились и строятся серийно. В основном тепловозы с гидравлической передачей нашли широкое применение в маневровой работе на путях общего пользования и в промышленности. Но некоторые отдельные представители этого семейства работали и работают в поездной работе. Маневровых тепловозов я касаться не буду, рассмотрим историю создания опытных магистральных локомотивов. Эти тепловозы проектировались и строились многими заводами, но лидером был, уже знакомый нам, Луганский (Ворошиловградский) тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции.  

Тепловоз ТГ100
Тепловоз ТГ100

     Первым магистральным тепловозом с гидропередачей был опытный двухсекционный восьмиосный тепловоз ТГ100-001, спроектированный и построенный на этом заводе в 1959 году.  В каждой секции тепловоза было установлено по два двенадцатицилиндровых дизеля М751, мощностью – 750 л.с. Соответственно мощность тепловоза в одной секции составляла 1500 л.с. (2Х750), общая мощность 3000 л.с. (2Х1500).  От каждого дизеля при помощи гидромеханической передачи приводятся во вращение, через редукторы, две колесные пары каждой тележки. Конструктивная скорость тепловоза составляла 120 км/час. Данный локомотив некоторое время проходил эксплуатационные испытания, водя составы весом до 3400 тонн, совершил опытный пробег: Луганск – Москва – Ленинград и обратно, после этого передан Днепропетровскому железнодорожному институту для учебных целей. Луганский завод на этом не остановился и в конце 1959 года построил грузо-пассажирский двухсекционный, восьмиосный тепловоз с гидравлической передачей.

Тепловоз ТГ102
Тепловоз ТГ102

Новый локомотив получил наименование серии ТГ102. Хотя за основу был взят тепловоз ТГ100, но конструкция нового локомотива была существенно изменена: была применена гидравлическая (а не гидромеханическая) передача, установлены новые дизеля М756, мощностью 1000 л.с. Количество дизелей осталось прежнее – четыре, по два на секцию, соответственно возросла и мощность тепловоза — 2000 л.с. в секции, общая мощность 4000 л.с. (2Х2000). Конструктивная скорость тепловоза составила 120 км/час.  Построив один опытный тепловоз ТГ102-001, Луганский завод передал чертежи и документацию Ленинградскому тепловозостроительному заводу, который выпустил первый тепловоз ТГ102 в октябре 1960 года и строил их в двух исполнениях: с гидропередачами, установленными на тележках и с гидропередачами, установленными на рамах тепловоза. С 1965 по 1966 год эти локомотивы начал строить и Людиновский тепловозостроительный завод. В 1966 году завод выпустил последний тепловоз ТГ102-202. А работы по проектам тепловозов с гидропередачей продолжались и конечно на Луганском заводе.

Тепловоз ТГ105
Тепловоз ТГ105

В 1961 году завод спроектировал и построил опытный тепловоз ТГ105-001 с гидромеханической передачей. Это односекционный двухкабинный, шестиосный тепловоз. На локомотиве был установлен дизель 10Д100А, мощностью 3000 л.с., устанавливаемый на магистральных тепловозах с электрической передачей типа ТЭ10 и 2ТЭ10.  Отличие было только в том, что на данном тепловозе этот дизель запускался сжатым воздухом. Конструктивная скорость локомотива составляла 100 км/час. Используя опыт проектирования и постройки тепловоза ТГ105, Луганский завод не стал терять достигнутых позиций в этом вопросе и в этом-же 1961 году спроектировал и построил тепловоз с гидравлической передачей – ТГ106-001.

Тепловоз ТГ106
Тепловоз ТГ106

ТГ106 представлял из себя грузовой односекционный двухкабинный, шестиосный тепловоз, мощностью 4000 л.с. На локомотиве было установлено два дизеля Д40, мощностью по 2000 л.с. Конструктивная скорость тепловоза – 120 км/час. В этом же году был построен и второй тепловоз ТГ106-002, с измененной конструкцией кузова. Пройдя заводские испытания тепловозы некоторое время работали в депо Родаково Донецкой дороги. В 1963 году Луганский завод построил еще два тепловоза ТГ106. Эти локомотивы поступили в депо Волховстрой Октябрьской дороги. Не отставал и Коломенский тепловозостроительный завод им. В.В. Куйбышева, спроектировав и построив в 1962 году  опытный односекционный, шестиосный пассажирский тепловоз с гидромеханической передачей ТГП50.

Тепловоз ТГП50
Тепловоз ТГП50

На тепловозе были установлены два дизеля 1Д40, мощностью по 2000 л.с., каждый. Соответственно мощность локомотива составила 4000 л.с., конструктивная скорость – 140 км/час. В 1963 году Коломенский завод построил второй тепловоз ТГП50-0002. После испытаний и для накопления эксплуатационного опыта работали с пассажирскими поездами на участке Волховстрой – Чудово Октябрьской дороги. Но самый знаменитый магистральный тепловоз с гидромеханической передачей, выпускаемый серийно – «сахалинец» ТГ16.

Тепловоз ТГ16
Тепловоз ТГ16

Это двухсекционный, восьмиосный, грузо-пассажирский тепловоз, мощностью 3280 л.с. (2Х1640). В каждой секции тепловоза установлено по два дизеля М756А, мощностью по 820 л.с., конструктивная скорость составляет от 85 до 110 км/час, в зависимости от модификации. Тепловоз проектировался и строился Людиновским тепловозостроительным заводом специально, для железной дороги острова Сахалин с шириной колеи 1067мм., которая осталась в наследство от Японии. Локомотив строился с 1967 по 1984 год. Всего было построено 94 тепловоза. Некоторые локомотивы работали и на широкой колее (1520 мм) и имели наименование ТГ20.

Тепловоз ТГ16М
Тепловоз ТГ16М

На замену этим тепловозам,  в период с 2014 по 2016 год Людиновский завод спроектировал и построил шесть двухсекционных тепловозов с гидромеханической передачей ТГ16М, мощностью 4000 л.с. (2Х2000) уже с одним дизелем в секции с конструктивной скоростью 120 км/час. Перешивка колеи на Сахалине закончилась в июне этого года, но поезда повели тепловозы 2М62 с электрической передачей, доставленные с материка. Хотя электрическая передача неприемлема для климатических условий острова со 100% влажностью.

Оказывается, при проведении испытаний тепловозов ТГ16М на Сахалине выявлена крайне низкая надежность этого локомотива и неприспособленность (что странно) к климату острова, из чего принято решение о прекращении выпуска этих локомотивов. Как дальше там будет решаться вопрос эксплуатации локомотивов мне неизвестно и в общем, не понятно. Вот такая огромная и важная работа была проведена инженерами и конструкторами на локомотивостроительных заводах СССР, приобретен бесценный опыт, который применяется и в наше время при проектировании и строительстве тепловозов с гидравлической передачей. 

Всего хорошего! 

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
2 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
aas
aas
8 месяцев назад

Еще про бронетепловозы написать надо было, которые были на основе ТГ20 сделаны 🙂

Патрик
Патрик
8 месяцев назад

Классая статья!