Локомотивы капиталистических стран в СССР

В одной из прошлых моих публикаций была затронута тема эксплуатации на наших железных дорогах большого количества локомотивов, иностранного производства, поставляемых нам странами Социалистического лагеря. Но и капиталистические страны не оставались в стороне от наших железных дорог! Сейчас мы познакомимся с некоторыми представителями этого семейства локомотивов, некоторые из которых поставлялись на дороги СССР серийно.

Итак, для быстрого накопления опыта по эксплуатации электровозов переменного тока, в 1957 году Советским Союзом были заказаны Французским фирмам «Альстом», «Шнейдер», «Жемон», и «Шнейдер-Вестингауз», 50 шестиосных электровозов переменного тока. Из них, 40 электровозов для грузового движения и 10 для пассажирской работы. В том числе, 10 грузовых электровозов должны были иметь рекуперативное торможение. Электровозы получили серийное наименование: грузовые – Ф; грузовые электровозы с рекуперативным торможением – ФР; пассажирские электровозы – ФП.

Электровоз Ф01 – Электровоз Ф01 – Движение24
Электровоз Ф01

Один из пассажирских электровозов данной серии, фирмы «Альстом» в Марте 1955 года достиг рекордной скорости – 331 км/час! Данные электровозы доставлялись в СССР морем в 1959-1960 годах. Эксплуатировались они на Московской и Красноярской железных дорогах, и показали себя с хорошей стороны. Их эксплуатация принесла бесценный опыт, который и сейчас используется в отечественном электровозостроении.

Электровоз К – Электровоз К – Движение24
Электровоз К

С той-же целью в 1959 году фирмам «Сименс-Шуккертверке» и «Крупп Машиненфабрикен» в ФРГ, были заказаны 20 шестиосных грузовых электровозов переменного тока, серии – К. Поступили они на железные дороги Советского Союза в 1961 году и были направлены для работы на Московскую и Северо-Кавказскую железные дороги, где неплохо поработали.

Электровоз ЧС4 – Электровоз ЧС4 – Движение24
Электровоз ЧС4

Немного информации о позабытом предшественнике легендарного электровоза переменного тока ЧС-4Т, выпускаемого в ЧССР, это шестиосный пассажирский электровоз переменного тока ЧС-4. Он поступил для опытной эксплуатации в 1964 году на Северо-Кавказскую железную дорогу, где устойчиво работал, дожидаясь своего преемника.

Газотурбовоз ТГ300 – Газотурбовоз ТГ300 – Движение24
Газотурбовоз ТГ300

Вернемся снова к капиталистам. И на тепловозном фронте они внесли свою небольшую лепту в развитие Советских железных дорог. В 1961 году, по заказу СССР, в ФРГ на заводах фирмы «Мак-Машиненбау Киль» был построен шестиосный тепловоз с гидравлической передачей, получивший обозначение — ТГ-300. Он эксплуатировался в пассажирском движении на Октябрьской железной дороге, его максимальная скорость составляла 160 км/час. В 1962 году СССР приобрел шестиосный пассажирский тепловоз с гидравлической передачей у фирмы «Хеншель», ФРГ.

Газотурбовоз ТГ400 – Газотурбовоз ТГ400 – Движение24
Газотурбовоз ТГ400

Его обозначение – ТГ-400. Работал он так-же на Октябрьской железной дороге в пассажирском движении, он развивал максимальную скорость 160 км/час. В 1971 году Советский Союз приобрел в Великобритании шестиосный тепловоз с электрической передачей HS-400 – «Кестрел». Данный тепловоз работал на ряде железных дорог СССР. 

Маневровый тепловоз АМГ5 – Маневровый тепловоз АМГ5 – Движение24
Маневровый тепловоз АМГ5

А еще, в 1960 году на дороги Советского Союза поступили два маневровых шестиосных тепловоза с гидравлической передачей, построенных фирмой «Зиммеринг-Грац-Паукер» в Австрии. Эти тепловозы получили наименование АМГ-5. Оба трудились в маневровой работе на Московской железной дороге.