Спорт от РЖД: Куда наш паровоз летит?

Интересная ситуация сложилась в российском «железнодорожном» спорте, а именно той его части, что принадлежит к игровым дисциплинам. Казалось бы, во всех популярных видах спорта «Локомотив» — чемпион, не в этом году, так в прошлых. Но не всё так гладко.

И в «благодатные» советские времена, и в «лихие» 90-е Министерство путей сообщения держало на балансе сразу несколько команд в каждом виде спорта. Чаще всего это представляло собой не только и не столько финансирование, сколько организационную помощь. Структурные подразделения МПС предоставляли клубам стадионы, базы, а часть денег команды изыскивали самостоятельно – помогали спонсоры и местные органы власти.

фк локомотив

Это приносило свои плоды. Наиболее полно железнодорожники были представлены в виде спорта номер один – футболе. В элите российского «ногомяча» кроме легендарного московского «Локомотива» (да, его уже в 90-е возглавлял Юрий Сёмин), немало шороху наводил его нижегородский «младший брат» во главе с колоритным «Борманом» — Валерием Овчинниковым. В первой лиге не на последних ролях были петербургский и читинский «Локомотивы», а также «Сокол-ПЖД» из Саратова. Также немало команд под флагом «Локо» было и в низших лигах – Минеральные Воды, Лиски, Калуга и другие. И это было не только рекламой железных дорог и пропагандой здорового образа жизни, но и своего рода продвижением бренда главного «Локомотива» из Москвы на периферию.

К примеру, многие нижегородцы стали болеть за московский «Локо» после кризиса родного железнодорожного клуба. Северная столица совсем не однородна в своих болельщицких вкусах, как может показаться по песням «Ленинграда» и шарфу Михаила Боярского. Немало в Санкт-Петербурге и «спартачей», и «армейцев» и «динамиков» и кого только нет, даже Хоккейные Ультрас Йокерита (и достаточно давно). Была и группировка интернетчиков и фидошников «Питерские Фанаты Локо» (с не менее вызывающей аббревиатурой, чем у «йориков» — ПФЛ, как у Профессиональной футбольной лиги), кажется, и сейчас есть. Но вот той сети клубов, которые могли бы при желании руководства стать и своего рода внештатными фарм-клубами большого «Локо» уже нет.

Началось это с момента реорганизации Министерства путей сообщения в ОАО «РЖД». А закончилось прямым запретом финансирования команд, не относящихся к флагманским командам российских железных дорог. Один вид спорта – одна команда (без учета фарм-клубов). В этом есть и свои плюсы – ОАО «РЖД» состредоточилась на флагманских командах – в Ярославле хоккей, в Белгороде (а сейчас в Новосибирске) волейбол, в Краснодаре (а до этого в Минводах и Ростове) баскетбол, в Оренбурге – хоккей с мячом и так далее. Кто-то из стал чемпионом страны. А кто-то нет. Вот, например, оренбургский «Локомотив» по хоккею с мячом. В свое время он обыгрывал легендарный архангельский «Водник» с Владимиром Янко у тренерского штурвала, с Хандаевым, Стуком, Коняхиным, Лахониным и Яровичем, а теперь влачит жалкое существование в первой лиге, стыдливо называемой «высшей» (хотя ниже этой высшей — только любители). Зато потерь не оберёшься. Можно вспомнить и перемену прописки многих железнодорожных команд. А также некоторые виды спорта, в которых «Локо» так и не прописался – например, футзал.

И, в принципе, своя рука – владыка. Но если сравнить с конкурентами – то все спортивные бренды России давно уже существуют в основном по принципу крайне мягкой франшизы. За армейскими и динамовскими клубами стоят силовые структуры, но никто не объединяет СКА и ЦСКА. «Спартак» давно уже стал своего рода общеспортивным «зонтичным брендом». И даже дышащие на ладан «Крылья Советов» не отказываются от родства самарского и московского клубов, не запрещая использовать эмблему клуба.

И только в «Локомотиве» частная инициатива «снизу», кажется, преследуется. Даже при условии того, что основная часть бюджета клуба пополняется не из кармана железнодорожных подразделений.
В 2014 году прославленный хоккеист, спортивный функционер, а затем сенатор Вячеслав Фетисов предложил проект закона, согласно которому госкорпорации лишатся права финансировать профессиональные спортивные клубы. Одним из главных противников этого закона был тогдашний глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Мотивация была, в общем, правильная – социальная значимость спорта высоких достижений. Но ведь и массовый спорт, и любительский, полупрофессиональный и профессиональный спорт на местах также имеют большую социальную значимость Тем более, что на местах есть и энтузиасты, и инвесторы.

Text.ru - 100.00%

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
Патрик
Патрик
5 месяцев назад

Спортивная статья, что-то новенькое на вашем сайте, очень понравилось.