Электровоз ВЛ84

Во времена Советского Союза на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом электровозостроения (ВэлНИИ) велась активная работа по проектированию и строительству новых серий мощных магистральных электровозов переменного тока. В конструкции этих локомотивов вкладывались все передовые достижения научно-технической мысли.

В начале 80-х годов были построены локомотивы ВЛ86ф, который являлся в те годы самым мощным в мире, но к сожалению, ограничились одним экземпляром (что поделаешь – перестройка), а ВЛ85 строился серийно и работает на многих дорогах нашей страны, позже в серию были запущены 2ЭС5К и 3ЭС5К «Ермак». Также не отставала тема пассажирских электровозов, были и единичные проекты – пассажирский ЭП200, но серийно выпускаются ЭП1 и его модификации, наше локомотивостроение шагает вперед, в ногу со временем. Очень хочется, чтобы это движение продолжалось, так сказать, на века.  

Электровоз ВЛ84 – Электровоз ВЛ84 – Движение24
Электровоз ВЛ84

В начале проектирования грузовых электровозов ВЛ85 и ВЛ86ф, был спроектирован и построен на НЭВЗе ВЛ84. 

ВЛ84 – грузовой восьмиосный двухсекционный электровоз переменного тока. Регулирование напряжения на тяговых электродвигателях осуществлялось через выпрямительно-инверторные преобразователи (ВИП), локомотив оборудован реостатным тормозом, хотя по техническим требованиям ВЛ84 предполагалось построить с рекуперативным торможением, но в дальнейшем от рекуперации отказались. Кузов опирается на две двухосные тележки, подвешивание тяговых электродвигателей: опорно-рамное. Конструкцией предусмотрена работа по системе «многих единиц». Мощность обоих секций локомотива составляет 7600 Квт, конструкционная скорость – 100 км/час. Кузов удлинен, по сравнению с предшественниками (ВЛ80), это позволило в значительной степени увеличить размеры кабины машиниста и установить кондиционеры, в дальнейшем с этим кузовом строились ВЛ85, ВЛ86ф, ВЛ65 и ЭП1.  

Электровоз ВЛ84 проектировался и строился для работы на Байкало-Амурской магистрали (БАМ), поэтому их часто называли локомотивами для БАМа. Всего в 1980 году было построено два ВЛ84-001 и 002. Разработкой машины руководил главный конструктор проекта, заместитель директора ВэлНИИ, лауреат Государственной премии В.Я. Свердлов.

Подход к проекту был очень серьезным, ведь вся страна жила великой стройкой – БАМом. Но при всей серьезности проекта эти локомотивы так и не попали на таежную магистраль. В 1980 году ВЛ84-001 прошел тягово-энергетические испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТа, а ВЛ84-002 подвергся динамическим испытаниям и проверялось его воздействие на путь на участке Белореченская – Армавир. Затем они оба поступили для дальнейшей эксплуатации в депо Батайск, Северо-Кавказской железной дороги. Весь опыт полученный при проектировании, строительстве и эксплуатации ВЛ84 дал зеленую улицу последующим электровозам, которые пошли в серию и уже в наши дни водят поезда по стальным магистралям нашей России.