Что это за устройства на крышах электропоездов?
Как часто вы замечали, как от этих устройств сразу после остановки электрички идет дым?

Эти устройства называются тормозными реостатами, и представляют они собой электрическое сопротивление или резистор. На электропоезде полно всяких элементов электрических схем, но этот элемент отвечает за торможение состава на скорости.
Электропоезд, как и поезд метро, в отличие от классических пассажирских поездов, работает в цикле разгон -движение — торможение, который повторяется через короткие промежутки времени. Пригородная электричка может следовать со всеми остановками и тормозить и разгоняться по разу каждые 5 минут. Естественно классический вариант пневматических тормозов здесь не подходит. Не потому, что этот вид тормоза не так эффективен, а просто по тому, что от тормозных колодок, работающих в таком износе, ничего не останется.
Именно по этому электрички и поезда метрополитена до малой скорости тормозят двигателями, а на скорости 5 км/час уже зажимают пневматический тормоз.

Как работает торможение двигателем и причем здесь резисторы на крыше? Если электропоезд едет по инерции, значит его двигатели вращаются и их можно использовать в качестве генераторов электрической энергии. В принципе любой электродвигатель можно использовать как генератор. Для этого необходимо переключить с двигателя электрическую цепь на нагрузку. По закону Ома, чем меньше электрическое сопротивление тем больше электрический ток, он то нам и нужен. Для увеличения этого самого тока необходима такая нагрузка, которая обладает меньшим сопротивлением. По ней пройдёт очень большой ток, который будет эту самую нагрузку разогревать, а на валу электродвигателя будет создан тормозящий момент, который будет стремиться заблокировать вал и не позволить ему вращаться. И этот момент тем больше, чем больше сила тока в нагрузке.

Говоря простым языком, для торможения электродвигатели подключаются к тормозным реостатам на крыше электропоезда, и энергия движения переходит в электрическую энергию, которая рассеивается в виде тепла на этих самых реостатах, отсюда и дым.