Есть ли на локомотиве чёрный ящик как на самолёте?

Каждый раз, когда в авиации случается что-то нехорошее мы всегда слышим одно и тоже название – черные ящики, на профессиональном языке – параметрические самописцы, регистраторы. С авиацией все понятно. А вот есть-ли такие устройства на локомотивах? Конечно есть, на локомотивах, электро-и-дизель поездах, автомотрисах и так далее.

Надо отметить, что на заре железных дороги и практически до середины прошлого века, такие устройства на локомотивы не устанавливались, или ставилось устройство, под названием – «гаусгельтер», которое показывало скорость паровоза.

Гаусгельтер – Гаусгельтер – Движение24
Гаусгельтер

Но с началом эры тепловозов и электровозов эти устройства стали обязательными.  Всех их объединяет название – локомотивные скоростемеры. Конструкций их много, но в основном это: механические и электронные скоростемеры. Эти устройства не только показывают скорость, но и регистрируют ряд параметров ведения поезда.

Механический локомотивный скоростемер – Механический локомотивный скоростемер – Движение24
Механический локомотивный скоростемер

Итак, механические скоростемеры: ярчайший представитель, много раз модернизированный, активно эксплуатируемый и в настоящее время : 3СЛ-2М – скоростемер локомотивный , механический, на профессиональном жаргоне «деревянный». Показывает скорость движения, время и регистрирует на специальной бумажной ленте параметры ведения поезда: скорость, давление в тормозной магистрали, время, показание локомотивного светофора (АЛСН), включение приборов безопасности и экстренной остановки (ЭПК), направление движения.

Бумажная лента для механического скоростемера – Бумажная лента для механического скоростемера – Движение24
Бумажная лента для механического скоростемера

Все эти параметры записываются на бумажной ленте, покрытой специальным составом, с нанесенными на нее необходимыми линиями и цифрами, необходимыми при расшифровке. Все отметки на ленте производятся специальными латунными карандашами, вставленными в так называемые, «писцы», небольшие такие карандашики с резьбой для установки в колодочку скоростемера и с пружинкой для карандаша.

Бумажная лента для механического скоростемера – Бумажная лента для механического скоростемера – Движение24
Бумажная лента для механического скоростемера

Скоростемер работает от карданного вала, который подходит к редуктору на первой колесной паре, через этот редуктор кардан вращается и подходит к скоростемеру.

Всем локомотивщикам знаком его характерный стук при работе. В верхней части расположен блок регистрации, в который вставляется скоростемерная лента, на самом верху располагаются электромагнитные катушки с якорями, которые упираются в небольшие стержни, на стержнях установлены колодочки с отверстиями для вкручивания писцов. Ленту и писцы машинист устанавливает в скоростемер сам.

До сих пор вспоминаю, ленту носили с собой, а карандашики писцов предварительно подтачивали небольшим кусочком какого-нибудь абразива (есть у каждого машиниста), чтобы запись писца была четкой и карандашики не рвали ленту. Очень часто бывало такое. Часы также заводили вручную. Для регистрации давления в тормозной магистрали к скоростемеру подходит специальная трубка и прикручивается к небольшому устройству-сильфону. Для регистрации показаний сигналов локомотивного светофора и работы устройств безопасности от дешифратора подходит кабель с фишкой, которая закрепляется в приемной фишке скоростемера. Как правило регистрируется девять параметров. В пути следования приходится постоянно контролировать работу скоростемера, хорошо-ли пишут писцы, нет порвало-ли ленту, не завышены-ли показания писца скорости и т.д. Ночью еще и с фонариком все проверяешь 

Электронный скоростемер КПД-3 – Электронный скоростемер КПД-3 – Движение24
Электронный скоростемер КПД 3

Скоростемеры электронные: это хорошо себя показавший и находящийся в эксплуатации: КПД-3. Он также показывает скорость и время, но уже на электронном табло, регистрация всех параметров ведения на КПД-3 производится двумя способами:

Металлизированная бумажная лента для КПД-3 – Металлизированная бумажная лента для КПД-3 – Движение24
Металлизированная бумажная лента для КПД 3

двумя электрическими писцами, как-бы выжигая показания на специальную металлизированную бумажную ленту и на модуль регистрации, представляющий собой небольшой переносной блок с разъемом для установки в разъем скоростемера.

Установку металлизированной ленты в блок регистрации и модуля производит машинист. Данные скоростемеры на многих локомотивах, работают как-бы в паре с механическим, мало-ли что с электроникой, перейдем на проверенную механику! 

Сейчас все современные локомотивы оборудованы электронными устройствами, называемыми – комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ).

комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У) – комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У) – Движение24
Комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ У

КЛУБ включает в себя и скоростемер, и регистратор параметров, и локомотивный светофор (АЛСН) и много чего еще. Вообщем все в одном устройстве. Все параметры регистрируются в специальном электронном блоке – небольшая такая кассета, которую машинист вставляет в специальное гнездо на корпусе КЛУБа и все.

Кассета для регистрации параметров КЛУБ – Кассета для регистрации параметров КЛУБ – Движение24
Кассета для регистрации параметров КЛУБ

Он сам все запишет и выдаст как надо. Регистрация параметров необходима, бывает всякое. После каждой поездки машинист снимает и сдает ленту, модуль или кассету регистрации в специальное подразделение, которое есть в каждом локомотивном эксплуатационном депо – рассшифровку скоростемерных лент.

Если что-то нарушил то нарушение будет выявлено и проведен разбор с машинистом. Ну а если произошло что-то серьезное, лента покажет все, и во многих случаях, скоростемерная лента или кассета регистрации, самый лучший и надежный адвокат машиниста!

Скоростемерные ленты, электронные данные с модулей и кассет некоторое время хранятся в специальных ячейках и компьютерах. По ним также, машинистами-инструкторами, оценивается манера вождения поездов каждым машинистом в прикрепленной колонне, его нарушения и недостатки, что позволяет своевременно исправить эти недочеты.