Монголия — страна получившая развитие с развалом СССР

Монголия

Можно ли назвать Монголию страной «3-го мира»? Я себе поставил такой вопрос два года назад, и поискать ответ подвернулась возможность непосредственно там. Честно говоря личный опыт полностью перевернул мое представление об этом государстве, реальность оказалась совершенно не такой, какой ее представляет мое советское прошлое.

Монголия природа

«Степь да степь кругом» — эта строчка из известной песни как никогда подходит для описания Монголии, при чем не только ее природы. Города перемещаются в пространстве со временем, до сих пор нет однозначной системы почтовой адресации, да и не нужна она там никому. Почему же люди вынуждены постоянно переезжать? — все дело в природных ресурсах, а именно в траве, которая является кормом для животных. Монголы питаются мясом: кониной, верблюжатиной, говядиной. Мясо — это самое главное блюдо, оно подается на завтрак обед и ужин, на первое, второе и третье. Самое дикое для меня в их питании это обилие животного жира — он, мол, помогает согреваться в достаточно холодном климате.

Монголия верблюд

Животноводство развито как нигде. Поразительно видеть мощных верблюдов, прирученных с малых лет, помогающих перетаскивать с места на место юрты, детей, мебель и слабых животных. Много коней и коров можно встретить рядом с поселениями, конная тяга является самым доступным транспортом.

Монголия Юрта внутри
Юрта

Многие граждане до сих пор предпочитают жить в своих юртах — быстровозводимых шатрах, построенных вокруг печки. Конечно из-за постоянных переездов капитальные строения не популярны у коренного населения, можно встретить даже целые города из юрт, без капитальных строений. Загончики для скота, хозяйственные постройки и другие необходимые в быту квадратные метры частенько строят из навоза, который аккуратно собирается за каждым животным. Если не на строительство, то на отопление, но в любом случае навоз обязательно будет использован. Дров попросту нет, древесина в степях явление очень редкое и дорогое, так что бревна переезжают вместе с семьями и служат для укрепления юрт и как каркас для хозяйственных сооружений.

Город в Монголии

Удивительным наблюдением в стране, где есть пара дорог вне цветущего города Улан-Батор, стали многочисленные автомобили Тойота Приус — это автомобили с гибридной силовой установкой, мне как дальневосточнику такая марка хорошо известна. Так же как и в Россию, такие «праворукие» автомобили, под японское левостороннее дорожное движение, попадают сюда уже после использования японцами, как своеобразный автохлам. Но что для японца хлам, для русского и монгола новый качественный автомобиль!

Монголия Улан-Батор
Улан-Батор

Судя по количеству машин, стоящих рядом с юртами, а если еще принять во внимание их не дешевые марки, становится очевидным наличие свободных денег на руках у населения. Любимых монголами автомарок я насчитал две: Тойота Приус и Лэнд Крузер, вариант для бедных и богатых. Так что мое понимание о вынужденном проживании людей в ужасных условиях юрт пошатнулось.

Монголия Юрта внутри

С развалом СССР экономика Монголии взлетела вверх, ВВП вырос в несколько раз. В стране нашли нефть, которую продают на экспорт, а также другие ископаемые ресурсы. Население активно занимается бизнесом, каждый предлагает свои услуги: кто шьет, у кого есть грузовой автомобиль, а кто просто мясом торгует. Культ советов прошел, народ вернулся к своему исконному Чингисхану, и это пример, как после СССР может быть лучше. Столица Улан-Батор выстроилась в современный город с небоскребами, в городе протекает совершенно другая жизнь, не такая как в деревнях. Город привлекательный, выглядит очень современно. Но деревенское население не шибко стремиться к переселению в города. Есть люди, принципиально живущие в юртах, несмотря на наличие у них капитальных коттеджей. Юрта — эта больше дань традиции, нежели необходимость.

Монголия

Здесь строится все больше домов из кирпича, но рядом с такими домами обязательно будет стоять юрта, а то и две. На каждом рынке обязательно будут продаваться готовые юрты, стоимость которых варьируется от 60 до 140 тысяч рублей. Что еще удивительно, цены в Монголии вовсе не крохотные, как мне казалось раньше. В магазинах есть все тоже, что и на российских прилавках, причем продукты привозятся в основном из России, и продаются они частенько полулегально.

Монголия дорога

Дорог практически нет, вместо них сплошные направления. Рядом с населенными пунктами просто устанавливаются большие дорожные знаки, а куда ехать каждый понимает по вытоптанной траве или расчищенному предыдущим автомобилем песку. Помимо отсутствия дорог, бензин очень дорогой, несмотря на добычу нефти. Просто нефть есть, а заводов по ее переработке нет.. Бензин покупается цистернами у России и Китая, а стоимость его соответствующая. На заправках можно залить полный бак в автомобиль, и не больше 20 литров в канистру. Непонятно какова цель подобного ограничения, ведь заблудиться на здешних «дорогах» — как делать нечего. С собой в путь обязательно нужно брать запас топлива на несколько дней прогрева, температура может опускаться далеко ниже нуля. Есть и сотовая связь, качество приема для звонков приличное, видимо это связано с отсутствием бетонных зданий и деревьев, ослабляющих сигнал.

Монголия Юрта

Монголы в основном добродушные и на взаимопомощь всегда можно рассчитывать. Если ты заблудившийся путник, то вполне вероятно тебя пустят заночевать в свою юрту местные жители, еще и накормят, и топлива дадут в дорогу. Конечно с собой желательно иметь твердую валюту — мясо конины. С его помощью, как с «поллитрой» в СССР, можно решить многие возникшие в пути вопросы. Встречаются монголы говорящие на русском, но в путешествии на это рассчитывать не стоит. Язык у монголов свой, никому не известный… это реальность.

Монголия

Порой кажется, что некоторые местные жители, поставлены на грань нищенского существования. Люди вынуждены работать на нелегальных угольных шахтах, уголь эффективно продается для отопления домов и юрт, или рубить деревья под страхом наказания, потому что государство жестко контролирует вырубку и так редко встречающихся лесных массивов. Но на самом деле на полностью частных угольных шахтах, которые не платят налоги, зарабатывают приличные деньги, как и за продажу древесины. То есть люди рискуют не за копейки на пропитание, а за вполне приличные суммы денег. Так что честно говоря я бедного или беднеющего населения в Монголии реально не встречал. Есть определенный застой в прогрессе, урбанизация запоздала там на пару десятилетий, но и форсировать ее никто из местных жителей не спешит. Такое стремление народа продолжать жить в рамках своих культурных традиций, несмотря на стремительное развитие окружающего мира, я наблюдаю только здесь. Северную Корею в пример привести нельзя, ведь монголы свободны и могут получить любую информацию об устройстве внешнего мира, их выбор жить в прошлом веке является осознанным.

Text.ru - 100.00%
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии