Грузовые автомобили СССР
АМО-Ф-15
Первый грузовой автомобиль в СССР – АМО-Ф-15, был выпущен на заводе Акционерного московского общества. Прототип – итальянский «Фиат» (мотор –30 л.с., г/п – 1,4 т).
Разработка своего варианта велась с января 1924 года. Первая машина собрана 1 ноября.
Новые решения:
- увеличен клиренс (до 225 мм);
- мощность двигателя увеличена на 17%;
- колёса – штампованные, дисковые.
За 7 лет произведено 6285 автомобилей.
С конца 1930 года начался выпуск АМО-2 (г/п 2,5 т, мотор – 60 л.с.) из агрегатов, поставленных из США. Через год, с переходом на отечественные детали, название изменилось на АМО-3.

ГАЗ-АА
Знаменитая «полуторка» – ГАЗ-АА сошла с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде 29 января 1932 года. База – американский грузовик «Форд». С 1938 года – двигатель ГАЗ-ММ (50 л.с.). Были улучшены: рулевое управление, подвеска, кардан. Стартёр отличался ненадёжностью, поэтому грузовик чаще заводился рукояткой.
До 1950 года выпущено более 1 млн. экземпляров.

ЗИС-5
Легендарный ЗИС-5 («Захар») стал модернизацией грузовиков АМО. Серийный выпуск на Заводе имени Сталина начался в октябре1933 года.
Мощность мотора возросла до 73 л.с., г/п – до 3 т. Привод тормозов – механический. В то же время, имелись: электростартер, бензонасос диафрагменного типа.
Имел более 30 модификаций. Широко использовался во время войны. Поставлялся на экспорт почти в полтора десятка стран. Произведено более полумиллиона машин.

ГАЗ-51
Война перенесла запуск в серию новой разработки Горьковского Автозавода на 1946 год. Конструкторы применили опыт эксплуатации техники в военное время, изучили лучшие качества грузовиков, поставлявшихся по ленд-лизу. Это позволило намного превзойти предшественников (ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ).
Двигатель получил ряд прогрессивных новинок:
- смазка подшипников под давлением;
- сменные вкладыши, хромированные кольца;
- масляный радиатор;
- принудительная циркуляция жидкости в системе охлаждения;
- предпусковой подогреватель.
Автомобиль получился надёжный, неприхотливый. Легко справлялся с нагрузкой (2,5 т). Модификаций – более 20. Поставлялся за рубеж, выпускался в Польше, Северной Корее, Китае. Выпущено в СССР до 1975 года около 3,5 млн. грузовиков.

ЗИС-150/ЗИЛ-150
База – ЗИС-15. Модель пошла в серию в апреле 1948 года.
Основные параметры:
- мотор – 90 л.с.;
- грузоподъёмность – 4 т;
- 5-ступенчатая КПП;
- привод тормозов – пневматический.
Усовершенствовались мотор, карбюратор и впускной коллектор. С июля 1957 года – ЗИЛ-150.
Выпускался на нескольких предприятиях. Модификаций – более 10. До октября 1957 года выпущено около 780 тысяч машин.

ЗИЛ-130
Глубокая модернизация ЗИЛ-150 превратила его в эталон грузовика в своём классе. Был на конвейере завода 30 лет (с 1964 года). На ЗИЛе выпущено около 3,4 млн. единиц. Новаторский вид, фирменная бело-голубая окраска. Первые модели оснащались карбюраторным двигателем в 148 л.с., имели г/п – 5 т. Пробег без капремонта – 135 тыс. км.
Постепенно довели г/п машины до 6 т, ресурс мотора – до 300 тыс.км.
Выпускался в Новоуральске и Чите. Модификаций (не считая спецвариантов) – около 30. Поставлялся более чем в 40 стран.

Урал-375
Полноприводной большегрузный автомобиль повышенной проходимости. Выпускался на Уральском автозаводе в Миассе. Колёсная формула – 6 × 6. Получил распространение в войсках, у газовиков, нефтяников. Запущен в серию 31 января 1961 года.
Основные характеристики:
- Двигатели: бензиновый ЗИЛ-375 – 180 л.с.; дизель – 210 л.с. (с 1977 года).
- Система рулевого управления – гидравлическая.
- Задние мосты – ведущие, передний – принудительное включение.
- Система подкачки шин.
- Полная масса – 13,3 т.
Главные качества:
- высокая проходимость;
- надёжность;
- ремонтопригодность.

КамАЗ
В основу машины лёг образец тягача ЗИЛ-2Э170В. Линейку дизелей (180, 210, 260 л.с.), коробку передач и сцепление разработал Ярославский моторный завод. Полуприцепы и прицепы сконструировали в Одессе и Балашове. Самосвальные установки спроектировал Минский автозавод.
Бортовой КамАЗ 8-тонник сошёл с конвейера в феврале 1976 года. Количество базовых моделей постоянно расширялось: от самосвала КамАЗ-5511 г/п 10т до тягача КамАЗ-54112, способного вести 33-тонный автопоезд.

Создание совместных предприятий с зарубежными компаниями позволило наладить выпуск различных агрегатов: дизельных моторов, трансмиссий, тормозных систем.
Существует более 100 комплектаций машин и шасси. Выпущено около 2,5 млн. автомобилей.