Карьерный самосвал БЕЛАЗ-540 — самый большой автомобиль

В середине прошлого столетия с развитием горнодобывающей промышленности в СССР появилась острая необходимость в разработке нового вида грузовика – карьерного самосвала. Особенность таких машин заключается в больших габаритах, повышенной грузоподъемности и достаточной маневренности. Единственное их предназначение – перевозка как можно больших объемов разрабатываемой породы. 

На тот момент единственным самосвалом, имеющим необходимую грузоподъемность, был МАЗ-525. Однако он имел ряд недостатков – повышенный расход топлива, удлиненная рама и большие габариты, что делало его очень неудобным для работ в карьерах. Это привело к идее создания карьерного самосвала.  

Работа по созданию нового тяжеловеса велась несколько лет, и первый образец был создан в 1961. На испытания и доработку потребовалось еще 4 года. Полноценное производство модели, которая получила название БелАЗ-540, запустили в 1965 году. 

Карьерный самосвал БелАЗ-540
Карьерный самосвал БелАЗ-540

Компоновка 

Конструкторам удалось значительно уменьшить габариты БелАЗа по сравнению с Маз-525, одновременно с увеличением грузоподъемности (27 тонн против 25). Самосвал получился на метр короче, а колесная база на 1,2 метра. Это значительно уменьшило радиус разворота. Масса грузовика – 20 тонн. Впервые была применена одноместная смещенная влево от моторного отсека, кабина. Кузов получил более рациональную ковшевую форму. Благодаря более «сбитой», «плотной» компоновке самосвал получился маневренным и производительным: масса перевозимо груза превышала массу самой машины. 

Двигатель 

 При выборе силового агрегата стояли следующие задачи – снижение расхода топлива, увеличение скорости машины. Для моделей первого поколения использовались 12-цилиндровые дизельные v-образные двигатели «Д-2». Как ни странно, но прототипом для данного двигателя являлся танковый двигатель. Мощность двигателя была 375 л.с. Позже, с 1967 года, начали установку новых двигателей на 360 л.с. Обе силовые установки позволяли разгонять самосвал до 55 км/ч при расходе топлива 100 литров на 100 км. Цифра внушительная, но не стоит забывать про то, что грузовик перевозит груз массой больше, чем он сам. Для запуска такого агрегата требовался стартер мощностью 15 л.с. 

Карьерный самосвал БелАЗ-540
Карьерный самосвал БелАЗ-540

Трансмиссия и управление 

Конструкция трансмиссии была новшеством в советском автомобилестроении. Число передач гидромеханической автоматической коробки – 3. Установлены отдельные редукторы на ступицах каждого ведущего колеса. Наличие силовой передачи с повышающим редуктором для установленного гидротрансформатора. 

Рулевое управление оснащено гидроусилителем.  Насос гидроусилителя является частью общей гидросистемы машины, но также имеется возможность привода насоса от ведущих колес в случае непредвиденной остановки двигателя. 

Подвеска 

Подвеска является главной особенностью первого советского карьерного самосвала. Она состоит из четырех независимых гидропневматических систем, которые обеспечивали плавный ход. Системы состояли из пневмопоршня  с гидроамортизатором и плунжерным насосом. При разработке конструкторы применили несколько авторских уникальных разработок, которые сделали БелАЗ по-настоящему инновационной машиной. 

Карьерный самосвал БелАЗ-540
Карьерный самосвал БелАЗ-540

Тормоза 

Тормозная система, как и на большинстве видов грузового транспорта – пневматическая. Сами тормоза – барабанные. Помимо этого имеется главный тормоз на вторичном валу коробки передач и предусмотрена аварийная система в приводе задних колес. Отличительной особенностью является наличие замедлителя в моторе, реализованного в виде заслонок в выпускном тракте. 

БеЛАЗ стал для советского автопрома первопроходцем в производстве карьерных самосвалов. Модель 540 прослужила почти два десятилетия и стала отправной точкой для разработки более совершенных моделей. Грузоподъемность современных самосвалов достигает несколько сотен тонн. А все начиналось с 27 тонн на БеЛАЗе 540. 

Text.ru - 100.00%

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о
guest
12 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
Ольга
Ольга
3 месяцев назад

Всего один раз «вживую» видела эту махину,но запомнила навсегда! Рядом с ней все другие машины кажутся букашками.Браво создателям такого чуда!

Олег
Олег
3 месяцев назад

Впечатляют не только размеры автомобиля,но и качество.Машина показывает свою выносливость в карьерах Кузбасса!Это просто фантастика!

Александр
Александр
3 месяцев назад

Автомобили БелАЗ- это одно из детищ, созданное советским народом.

Александр
Александр
3 месяцев назад

Вот она — истинная мощь и гордость советского, а в последствии белорусского, автопрома. Ведь было что-то и хорошее в СССР ? Ведь большинство наработок и идей современности пришли именно оттуда.

Юрий
Юрий
3 месяцев назад

Единственное их предназначение – перевозка как можно больших объемов разрабатываемой породы.да вот это была мощь.

Сергей
Сергей
3 месяцев назад

До чего же он крохотным кажется по сравнению с нынешними экземплярами,проживаю в Минске и не раз доводилось видеть этих гигантов
http://prntscr.com/tmdbtu

Григорий
Григорий
3 месяцев назад

Ой, когда у таких лопается камера страшное дело, вплоть до смерти((

Иван
Иван
3 месяцев назад

Зато сейчас на Белазы ставят динамические тормоза, минус пару миллионов нервных клеток за смену.

Владимир Кризго
Владимир Кризго
3 месяцев назад

Видел я один раз такую машину в живую и это было нечто! Она настолько большая что рядом с ней чувствуешь себя блохой. Правда не понимаю зачем делать было настолько большой.

Андрей Злобин
Андрей Злобин
3 месяцев назад

Всегда поражался техникой производимой на Белорусском автозаводе! Размеры, мощь, внушающий вид! Просто будоражит сознание. Очень хотелось бы увидеть хоть раз вживую, а не на фото или видео…