Автомобиль Урал-375

Вторая мировая война со всей наглядностью показала необходимость массового производства грузовиков повышенной проходимости. Нехватка машин, способных удовлетворить нужды армии и народного хозяйства, остро ощущавшаяся в период 1951 – 1945 годов, была очевидной. Чтобы подобная ситуация не повторилась в дальнейшем, руководство СССР внесло серьёзные коррективы в планы развития промышленности страны.

Несмотря на то, что многие автозаводы приходилось восстанавливать, поднимая из руин, а то и вовсе отстраивать с нуля, работы шли высокими темпами. Ощутимых результатов удалось добиться уже к середине пятидесятых годов. Именно в этот период и был рождён Урал-375 – грузовой автомобиль, различные модификации которого и сегодня остаются в производстве и эксплуатации.

Автомобиль Урал-375

От опытных образцов до серийного производства

Основой для серийной модели стал проект НАМИ-020, разработанный в Научно-исследовательском Автомобильном и Автомоторном Институте по заказу ГАБТ (Главного автобронетанкового управления) Министерства Обороны СССР. Опытные образцы техники, созданной коллективом специалистов под руководством ведущего конструктора Николая Ивановича Коротоношко, в 1956 году успешно прошли испытания и оценивались как весьма перспективные.

Автомобиль Урал-375

Наладить выпуск машин, адаптировав НАМИ-020 к нуждам серийного производства, было решено на Уральском Автомобильном заводе в городе Миассе. До этого момента предприятие изготавливало грузовики Урал-ЗИС и, по сути, являлось филиалом ЗИС. Последнее обстоятельство сочли немаловажным, поскольку в конструкции будущего Урал-375 предполагалось использовать значительный процент деталей и агрегатов, выпускавшихся на Заводе имени Сталина.

Надежды на быстрое решение проблем, связанных с запуском машины в серию, не сбылись. Виной тому были:

  • Экономические трудности, становившиеся причиной нехватки необходимых материалов и оборудования.
  • Сложности чисто технического характера. Позаимствованные у нескольких моделей серийных автомобилей комплектующие оказались не так надёжны и совершенны, как узлы, изготовленные на опытном производстве НИИ для НАМИ-020. Выявленные недостатки пришлось в спешном порядке устранять.
  • Изменения требований, предъявляемых заказчиком проекта – ГАБТ. Корректировки в ТЗ (техническое задание) вносились несколько раз по различным, чаще всего – объективным причинам.

Для преодоления этих трудностей потребовалось, ни много ни мало, целых шесть лет. Изменения, целью которых являлось повышение технических и эксплуатационных характеристик, вносились и в дальнейшем, на этапах серийного производства.

Автомобиль Урал-375

Особенности конструкции

Что же представляли собой грузовики Урал-375, сходящие с конвейера предприятия в 1961 году? Безусловно, сильное влияние на конструкцию и внешний вид грузовика оказали автомобили из США, полученные СССР в ходе войны по программе ленд-лиза. Но не следует полагать, что советские инженеры занимались слепым копированием деталей и узлов, созданных заокеанскими специалистами. Именно оригинальные, разработанные в СССР, технические решения, сформировали облик неординарной машины, к характерным особенностям которой следует отнести:

  • Оригинальную трансмиссию с системой полного привода. На модификациях,  выпускавшихся до 1965 года, устанавливалась работающая в паре с пятиступенчатой КПП раздаточная коробка, конструкцией которой предусматривалась возможность принудительного включения и отключения переднего моста. Позже на Урал-375 стали устанавливать раздатку упрощённого типа, сделав систему полного привода постоянной.
  • Неразрезные мосты, крепящиеся к раме через многолистовые полуэллиптические рессоры и систему продольных и поперечных тяг. Задняя подвеска, воспринимающая нагрузки сразу с двух мостов – балансирного типа. Амортизаторы – телескопические, двухстороннего действия.
  • Гидравлический усилитель механизма рулевого привода, существенно упрощавший процесс управления тяжёлым транспортным средством.
  • Барабанная пневмогидравлическая тормозная система. За время производства в её конструкцию был внесён ряд изменений, целью которых было устранение выявленных в процессе эксплуатации недостатков.
  • Кабина, отличающаяся предельной простотой. На Урал-375 ранних годов выпуска она имела складной матерчатый верх, впоследствии уступивший место металлической крыше.
Автомобиль Урал-375

Самым слабым местом машины долгое время оставался двигатель. Позаимствованный у модели ЗИЛ-130 силовой агрегат был надёжен, но для тяжёлого полноприводного автомобиля грузоподъёмностью 4500 кг его мощности явно не хватало. Не помогла даже форсировка со 150 до 180 л. с. с переходом на бензин марки А-92. Мотор, работающий в неблагоприятных режимах, расходовал большое – до 80 литров на 100 км – количество топлива, за что популярный грузовик получил прозвище «Обжора». Проблема была решена лишь с появлением следующих машин семейства, оснащавшихся дизельными двигателями.

Заключение

Несмотря на ряд имеющихся недостатков, Урал-375 являлся выдающимся, для своего времени, автомобилем. Он выпускался во множестве модификаций. На его шасси создавались боевые и вахтовые машины, лесовозы и седельные тягачи. Удачная конструкция позволила, после внесения некоторых изменений, создать на базе разработанного шестьдесят лет назад проекта новые модели техники, соответствующие современным требованиям, предъявляемым к грузовикам повышенной проходимости.

Text.ru - 100.00%
0 0 Голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
9 Комментариев
Ответы в тексте
Посмотреть все комментарии
Олег
Олег
11 месяцев назад

Очень интересно было узнать историю автомобиля.Для своего времени это была отличная машина!

Александр
Александр
11 месяцев назад

Мощнейший автомобиль эпохи. Двигатель работает на 93 бензине и это никого не пугало, цена на ГСМ была копейки.

Андрей Ивановский
11 месяцев назад

В советское время Урал был самой надежной машиной, и не только в СССР.

Александр
Александр
11 месяцев назад

Лично я считаю Урал одним из лучших автомобилей в своем сегменте, если не лучшим. Действительно, один из удачнейших проектов советского автопрома.

Андрей Злобин
11 месяцев назад

Вот это я понимаю — действительно автомобиль повышенной проходимости! Мечта для тайги!

Ольга
Ольга
11 месяцев назад

Как говорится Урал он и в Африке Урал.Самая лучшая грузовая машина из СССР!
Посмотрите сколько их сейчас ходит!

Иван
Иван
11 месяцев назад

Интересный ракурс в историю.да вот это был автомобиль,мощный,проходимость высокая

Владимир Кризго
11 месяцев назад

Сейчас такие Уралы можно увидеть в армии, их часто используют и несомненно для их нужд это лучший автомобиль. И все равно я считаю что лучше этого пока не придумали, есть о чем задуматься нашим автомобилестроителям.

Милена
Милена
11 месяцев назад

По мне это самая выдержанная машина во всем! Всегда нравилась….