Можно ли вместо 95-го заливать 92-й бензин? Как экономить на авто в кризис
Автомобиль для чувствительных к экономическим кризисам владельцев может стать неплохим резервом экономии, если в трудное время обратить особое внимание на его правильную эксплуатацию. Просто превратив его из объекта для развлечений и спортивного снаряда в надёжное и относительно недорогое транспортное средство. Причём необязательно менять его на более дешёвый или маломощный, достаточно понять, в каких случаях машина отбирает из бюджета лишние средства.

Об экономии на октановом числе бензина
Весьма заманчиво на заправках выглядит ценник на 92-й бензин на фоне привычного для многих 95-го. А машина вроде бы едет и на нём без особой разницы. Но отличия всё же существуют.
Октановое число (ОЧ) бензина определяет его стойкость к возникновению детонации. Это такой неприятный процесс взрывного сгорания топлива в цилиндрах, когда возникает ударная волна, создающая акустические и разрушающие эффекты. Мотор звенит и теряет тягу. Чем выше ОЧ, тем реже это происходит.
Оптимизация двигателя под определённое ОЧ
Конструкторы двигателя постарались исключить подобное опасное явление. В основном это связано со степенью сжатия и организацией горения. Смесь стараются не доводить до порогов по температуре и давлению, за которыми фронт распространения пламени начинает лавинообразно развивать скорость звука. Удар такой волны вызовет звон днища поршня, разогрев деталей и поломки. При этом полезная работа уменьшается, расход скачкообразно растёт.
В то же время, работа двигателя далеко ниже порога детонации неэффективна, падает КПД, расход снова увеличивается. Поэтому качественно выполненный двигатель очень точно рассчитан на определённую марку бензина по октановому числу.
Почему иногда разрешают 92-й
Не все рынки обеспечивают качественное топливо. Поэтому ориентированные на них машины допускают снижение требований, не разрушающее двигатель. Делается это довольно просто, по сигналам датчика детонации блок управления по зашитым в его память картам данных отбрасывает назад значение опережения зажигания и слегка обогащает смесь. Мотор перестаёт детонировать, но все показатели его существенно падают.
Последствия и перерасход
Надо учитывать, что заливая 92-й бензин в двигатель, изначально рассчитанный на 95-й, водитель оставляет систему управления без запаса на отклонения топлива по качеству. Теперь уже с детонацией, если она возникнет, бороться нечем, возможности карт памяти исчерпаны. Двигатель зазвенит при разгоне, могут посыпаться перегородки поршней, мощность упадёт, а расход поднимется.
Сэкономить не получится
Но даже если до этого не дойдёт, уменьшить расход в денежном выражении на единицу пробега не выйдет. Более позднее зажигание и обогащённая смесь съедят всю экономию от цены литра бензина. Возможность применения 92-го не для этого предусмотрена, вынужденную меру не стоит пытаться использовать во благо. Многочисленные тесты давно показали, что в лучшем случае потратить придётся столько же.
Как правильно экономить на бензине
Есть куда более простые и эффективные способы:
- использовать моторное масло с минимальной «горячей» вязкостью, это второе число в маркировке вида «5W30», из списка дозволенных инструкцией;
- не ездить с оборотами как близкими к максимуму, так и слишком низкими;
- не допускать постоянных резких разгонов с последующими торможениями;
- следить за давлением в шинах;
- не украшать машину багажниками на крыше, спойлерами и прочими аксессуарами, портящими аэродинамику;
- не греть мотор после стоянки до рабочей температуры, он прекрасно прогреется в движении;
- вовремя менять воздушный фильтр, свечи и работающие со сбоями датчики.
Основное правило экономии топлива – полная исправность автомобиля, практически любое отклонение от нормы увеличивает расход.
Другие способы выживания с автомобилем в кризис
Кроме бензина, машина требует средств на ремонты. Тут тоже скрыты резервы экономии:
- не стоит пытаться увеличивать сроки в регламенте технического обслуживания, а замену масла наоборот, надо проводить вдвое чаще, это сбережёт мотор;
- лучше забыть про агрессивный стиль вождения, так ресурс автомобиля сокращается в разы, это касается как силового агрегата, так и подвесок, тормозов, шин, а риск затратных ДТП возрастает;
- оптимизация маршрутов позволит сэкономить на ремонте, машина почти не изнашивается при движении по ровной дороге без ускорений и торможений;
- надо регулярно проверять состояние аккумулятора, подзаряжать его внешним источником;
- есть смысл научиться выполнять обслуживание и мелкий ремонт самостоятельно, ничего сложного тут нет, а сервис дорожает;
- соблюдение правил даёт значительную экономию на штрафах, не говоря о страховых случаях.
И не стоит надеяться, что дешевле будет ездить на дизельных, гибридных или чисто электрических автомобилях. У них есть свои недостатки, часто это может дать прямо противоположный эффект.